О сбычах мечт
otte_pelle — 08.10.2010
Сталкиваюсь с тем, что быть в плену иллюзорных представлений о
действительности считается у многих признаком возвышенной натуры.
"Я живу мечтой", "я стараюсь думать о людях только самое хорошее,
но меня часто разочаровывают и предают", "я романтик в душе". С
одной стороны, это наследство советской идеологии - у меня
есть впечатление, что мечтательность очень поощрялась в деле
воспитания молодежи. Когда вокруг срань, тяжелый быт и свинцовые
мерзости, мечта о светлом коммунистическом будущем на
время спасает население от депрессивных настроений.С другой стороны, склонность питать иллюзии связана с ложно понятым "позитивным мышлением". Тут очень тонкая грань .
Когда у ребенка от дикой тревоги за родителей рождается защитное магическое заклинание "на самом деле все хорошо!" - это вовсе не позитивное мышление. Это способ выжить в дисфункциональной семье, где мама ночью плачет в подушку, а утром говорит, что она вовсе не грустная. Где взрослые одновременно тайно страдают - и делают вид, что нереально счастливы, и от двойных сообщений у ребенка запросто может съехать крыша. Тревога уходит в тень, при этом снедает изнутри, а самому себе и миру предъявляется идиллическая картинка. Когда человек с подчеркнутым равнодушием начинает фразу со слов "на самом деле" - это зачастую переход в регистр самообмана.
Это - не позитивное мышление, а такое устройство внутреннего мира, когда привычка убегать в фантазию исказила пропорцию между настоящим и воображаемым будущим.Когда фантазирование становится главным желанным состоянием, оно всасывает в себя все лучшие чувства и делает это ненасытно.
Когда в процессе психологической работы заходит речь о принятии реальности, это становится болезненным испытанием. Вызывает возмущение. Реальность представляется чем-то вроде рыбьего жира, который предлагается вместо варенья. Всяк, кто заносит руку на мечту, в глазах мечтателя становится неизбежным гонцом с дурными вестями, которого надо казнить.
При этом вести могут быть и не дурными - просто другими, не такими, какими их возмечтали.
Разница между принятием правды и пребыванием в иллюзиях очень практическая. Иллюзия отнимает энергию, а правда придает сил.
Как это соотносится с вдохновляющей силой Большой Мечты? Думаю, тут есть разница между вдохновением и иллюзией. Вдохновение базируется на сознании своих возможностей, и оно усиливается с приобретением опыта. Иллюзия плетет свои кружева в полном отрыве от реальных данных, и всякое соприкосновение с ними вызывает характерную досаду - "уйди и не мешай мне мечтать о тебе".Иллюзия всегда порождается тревогой, собственно - она и есть тревога, принявшая вид оазиса, когда путник оказывается на грани жизни и смерти.
Правда, даже болезненная, укореняет и делает возможным циркуляцию жизни в человеке, а главное - только в контакте с ней человек вообще понимает, чего он хочет от себя и от мира. У фантазий же есть свойство незаметно и без видимых призраков протухать , превращаясь в фальшивые елочные игрушки. И тогда все растрата душевных сил вдруг оборачивается депрессией.
|
|
</> |
Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг
Кэтрин, Шарлотта и Луи посетили утреннее представление Thursford Christmas
Лев прыгнул или блеф дрыгнул? КНР vs Тайвань, США vs Венесуэла
САЛАТ С РЫБОЙ ГОРЯЧЕГО КОПЧЕНИЯ
Вонка, 2023
Утренний глоток поэзии
День рождения. Мел Гибсон
Про традицию отмечать Старый Новый год в православной России

