O русском солдате, победившем зло: "Марья-искусница" (1959)

топ 100 блогов nash_dvor20.11.2022 O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) _900 x 600.JPG

Режиссёр Александр Роу считается главным советским сказочником, конкуренцию ему составить тут может разве что коллега Александр Птушко. Роу много лет мечтал поставить сказку о русском солдате, одном из самых популярных фольклорных героев.

Вдохновлялся Роу берлинским памятником Воину-освобoдителю, установленному в 1949 году в Трептов-парке. Монумент изображает солдата с ребёнком на руках, и именно таким видел своего героя Роу: сильным, отважным, но милосердным, не способным пройти мимо беды.

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) 1 5028_orig.jpg
Памятник Воину-освобoдителю в Трептов-парке
     
Но с материалом был проблемы: в русском фольклоре сказок с персонажем-солдатом было много, но не все они годились для экранизации из-за краткости и отсутствия лиричности, а во многих был слишком простой, "солдатский" юмор. И как-то ему попалась на глаза пьеса Евгения Шварца с названием "Сказка о храбром солдате", написанная ещё в 1946-м году для кукольного театра.

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) 1 Capturevvv.JPG
Слева памятник Воину-освободителю в Трептов-парке, справа кадр из фильма "Марья-искусница"

Режиссёр попросил Шварца переработать её в сценарий, что тот и сделал. Правда, руководство киностудии имени Горького, где планировали снимать ленту, решило не акцентировать внимание на солдате, поэтому название изменили на "Марья-искусница" в честь главной героини.

У "Сказки о храбром солдате" вообще была непростая судьба — почему-то она очень не нравилась худсоветам, что театральному, что киношному. В Театре юного зрителя ей поставили клеймо "мрачная, громоздкая и художественно неполноценная" и через два года исключили из репертуара, а худсовет киностудии требовал добавить русского фольклора и подчеркнуть, что сказка рассчитана на советских детей. Шварц не совсем понимал, что имеется ввиду, раздражался, что Роу идет на поводу у худсовета, но переписывал сюжет до тех пор, пока сценарий не утвердили. Акцентировать внимание на солдате не стали, и фильм получил название "Марья-искусница".

"Марья искусница"  (1959 год) стала первым фильмом- сказкой про солдата на советском киноэкране и вторым после мультфильма "Сказка о солдате" (1948 год), причем образы солдата в них чем-то похожи, базируясь на стереотипном описании солдата в русских сказках  Образ русского солдата в кино-сказках и мультфильмах

Солдат в русских народных сказках одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. За плечами у него ранец. Вооружён он или ружьём или тесаком. Солдат имеет крученые усы и курит трубку. Едой ему служат сухари. Любимым музыкальным инструментом солдата является барабан. И Солдат этот часто имеет дело с разнообразной нечистью, но всегда эту нечисть побеждает

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959)
Слева солдат из фильма "Марья искусница"  (1959 год), справа солдат из мультфильма "Сказка о солдате" (1948 год)
     
В преддверии съёмок Александр Роу проб почти не проводил. Он часто работал с одними и теми же актёрами, так что на главные роли пригласил знакомых: Михаила Кузнецова (солдат), Анатолия Кубацкого (подводный царь Водокрут), Сергея Троицкого (казначей Алтын Алтыныч), Александра Хвылю (молчальник), Веру Алтайскую (тётушка Непогодушка).

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) 1 Capturebnuj.JPG
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз костюма Водяного/Водокрута. Костюм водяного из темной шерсти, борода, шевелюра и лицо - зеленые, сапожки болотного оттенка. Справа Анатолий Кубацкий — Водокрут XIII, подводный царь
 

Всех эти исполнителей Роу хорошо знал по предыдущим совместным фильмам и почти все они появятся и в следующих сказках Роу.

Конечно же, получил роль и постоянный актёр Роу Георгий Милляр. Это был уникальный тандем, благодаря которому в советском кино появился фееричный ряд сказочных персонажей, сыгранных Милляром: пугающих, но комичных. В "Марье-искуснице" Георгий Милляр стал придворным подхалимом Кваком, выслужившимся в люди из простых лягушек.

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) 1 Capturehh.JPG
Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута

Георгий Милляр всегда очень ответственно подходил к съёмкам. Почти все время, пока снимался фильм, Милляр ходил зелёным — краска, которой ему красили лицо и голову, была на основе плохо отмывающейся зелёнки. Чтобы гримёрам легче было превращать его в Квака, он сбрил не только волосы, но и брови.

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) 1 Capture.JPG
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Квака: зеленые штаны, мундир зеленый с золотыми эполетами; кулон в форме рака; эскиз головного убора и жилетки. Справа Георгий Милляр — Квак, придворный Водокрута

Большие ласты, в которых Георгию Милляру приходилось и бегать, и падать на колени, актёр выбрал сам, игнорируя рекомендации гримёров подобрать более удобную обувь. "Квакающие" реплики персонажа — тоже идея Милляра, ставшая неожиданностью для съёмочной группы. В ответ на похвалу в свой адрес актёр произносил с гордостью: "Ква-квалификация!"



Оказались на съёмочной площадке и два новых лица: Нинель Мышкова, ставшая Марьей-искусницей, и школьник Витя Перевалов, изобразивший её сына Ваню.
Для Нинель Мышковой сниматься в сказках было не впервой, она уже успела посотрудничать с Александром Птушко в "Садко" (1952) и "Илье Муромце" (1956), где она сыграла роли Ильмень-царевны и Василисы.
O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) 1 Capturehhh.JPG
Слева: Муллер Нора Владимировна. Эскиз костюма Марфы/Марьи. Белая блуза с орнаментом на плечах, синий сарафан с золотой узорной отделкой, белый передник поверх сарафана с красным кантом по нижней линии (его потом из фильма убрали), на голове - платок из расшитой ткани. Яркие красные ботинки с узкими высокими мысками.Справа Нинель Мышкова — Марья-искусница

Положительных главных героинь в советских киносказках часто одевают в голубые и синие цвета. В гостях у сказки Ч.2. / Девицы в голубом, от «Каменного цветка» до «Аленького цветочка»
"Гордость каждой сказки — это безупречная главная героиня. Скромная невинная русская девушка практически всегда одета в голубой сарафан, возможно, отсылающий к голубой далматике Богородицы как символу чистоты. Это и Настенька из "Морозко", и Варвара-краса, и Марья-искусница. Иногда эти наряды перемежаются с одеяниями в красно-белой гамме, приближая героинь к русскому народному костюму".
Екатерина Шубная "Сарафан с позументами и сапоги-скороходы"

Вот и в этой сказке Марья -искусница одета в голубой наряд

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959)
Нинель Мышкова — Марья-искусница
       
Как и полагается замужней женщине (вдове), Марья (Нинель Мышкова) заплетает две косы, а после прячет волосы под кокошником и платком. Кстати, на актрисе оригинальный олонецкий кокошник, расшитый речным жемчугом и бисером начала XIX века.

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959)
Нинель Мышкова — Марья-искусница

Десятилетнему Виктору Перевалову "Марья-искусница" открыла двери в большое кино. На роль Иванушки его выбрали из сотни претендентов, и это было его третье появление на экране. Перед съёмками Вите  обрили голову под парик, подогнали костюм и сказали приходить на площадку через три дня. За эти три дня ленинградский мальчик успел страшно обгореть под ялтинским солнцем! Парик, грубая льняная рубаха и котомка на обгоревших плечах оставили незабываемые впечатления. Актёр рассказывал, что ему приходилось постоянно сдерживать слёзы и только на сценах с мамой он отводил душу — там плакать полагалось по сценарию.
O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959)
Виктор Перевалов — Иванушка
     
Съёмки проходили в Москве, где в павильонах киностудии  им. Горького сняли сцены внутри помещений, и в Ялте, где отсняли натурные сцены. Там же, в Ялте, создавался и подводный мир, обитель Водокрута - стены ялтинского ущелья покрасили синей и коричневой краской и поставили декорации, а вход в царство, сцены колдовства и эпизоды с превращением Водокрута были сделаны при помощи комбинированных съёмок.

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) __887Capture.JPG
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Таинственное озеро. Справа кадр из фильма

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) 1 jjjCapture.JPG
Галей Евгений Михайлович Эскизы декорации для комбинированных съемок. Марья-искусница в Подводном Царстве

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) h-1121.jpg
Кадр из фильма. Комбинированные съемки

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) _gfCapture.JPG
Галей Евгений Михайлович  Эскиз декорации для комбинированных съемок. Тронный зал. В фильме тронный зал сделали более красным, украсив кораллами. Справа кадр из фильма. Подводное царство

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959)
Кадр из фильма. Тронный зал. Комбинированные съемки

O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959)
Никита Кондратьев — подводный петух Красивец, главный хранитель взбесившегося рака. В Тронном зале
   
O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) _njhCapture.JPG
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. В дремучем лесу Справа кадр из фильма
   
O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959) __jhgCapture.JPG
Слева: Галей Евгений Михайлович Эскиз декорации для комбинированных съемок. Поляна мухоморов. Справа кадр из фильма
   
Александр Роу, задумав "Марью-искусницу", обращался не только к юной аудитории, но и ко взрослым. В отличие от коллег-кинематографистов, считавших, что поскольку сказка подразумевает чудеса, то и сама атмосфера должна быть сказочной, ирреальной, Роу полагал, что подлинная душа сказки - в сочетании волшебного и реального, фантастического и действительного.

И именно поэтому на экране зрители видят настоящий лес и живых зверей, а диалоги персонажей построены как бытовые, обыденные, а не пафосно-надуманные.

Кстати, когда фильм только вышел, многие отметили отличную "игру" животных, а уж сегодня, когда зверей в кинолентах создают с помощью компьютерной графики, забавные белка, заяц, медведи смотрятся как нечто из ряда вон выходящее. Между тем, это потребовало огромной подготовки: заяц-барабанщик "учился играть" около четырёх месяцев, а на то, чтобы подготовить к съёмкам медвежат, ушло около трёх месяцев.
O русском солдате, победившем зло: Марья-искусница (1959)
Кадр из фильма
                                 
"Марью-искусницу" зрители увидели весной 1960 года. Для Александра Роу сказка стало очередной вехой: аудитория приняла её с восторгом, критики назвали лучшей в фильмографии режиссёра. Но сам Роу на этом не остановился и продолжил создавать волшебные истории, подавляющее большинство которых сегодня входят в золотой фонд советского кино.
     
Отсюда Отсюда  и моё личное

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пользователь сети " Твиттер " @yarinah1 продолжает отслеживать динамику применения ПТРК в Сирии. По оценке пользователя, по состоянию на 1 января 2016 года в Сирии было зафиксировано примерно 1250 пусков ПТУР со стороны антиправительственных группировок, из которых примерно 790 относятс ...
Что происходит, когда утки кряквы изменяют своим диким селезням с домашними? В результате получаются гибриды самой удивительной окраски... ...
Про продление контракта молчат, решила сама спросить завтра или в понедельник, когда настроение у кого надо получше будет.)) Пока посмотрела вакансии. Как всегда печально, но одна заинтересовала, хотя не знаю, решилась бы на самом деле. Ищут переводчика для работы в Магадане, примерно на ...
Один из моих читателей прислал мне любопытный материал. Побудили его к этому … “поравалитики”, как с юмором называют в интернете проводников идеи “пора валить”. Вот его письмо и его материал. Источник фото: http://deartravel.ru/ “Здравствуйте, Николай. Наткнулся  в интернете на следующую с ...
Менее чем за четыре месяца, с 20 декабря 2017 года по 6 апреля 2018 года, Dashcoin упал с рекордно высокого уровня в $1550 до $287, потеряв более 81% рыночной стоимости . К счастью, апрель стал более щедрым, позволив быкам вздохнуть и поднять цены на Dash до $544 (24 апреля). Но ...