О русском национальном менталитете

топ 100 блогов tareeva11.07.2024
Я написала, что советские люди были лучше постсоветских. Александр со мной согласился. И на этот раз и О русском национальном менталитете semenspokojnyj согласен с нами. Вот почему и когда наступило «ухудшение», и в чём оно заключалось. В сущности, это разговор о русском национальном менталитете. Считалось, что для русского национального менталитета характерны примат духовного над материальным, примат общего, коллективного над частным, личным, и примат будущего над настоящим. Брюсов писал:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

Блок писал в письме, не помню, кому и о ком: «Они живут настоящим, значит, вообще не живут». Будущее было настолько важнее настоящего, что ради светлого будущего в настоящем можно было пережить ад.

У таких слов, как «деньги», «богатство», «карьера», в русском языке была отрицательная эмоциональная окраска. Слово «карьерист» вообще было ругательным. Даже слово «сытость» было под подозрением. Говорили: «Что-то он какой-то сытый», и в этом было осуждение. Кто-то из знаменитых театральных режиссёров, уж не помню, кто, сказал: «Не люблю сытых, ни в жизни, ни на сцене».

Поле Бородинского сражения считается у нас полем русской славы. Там музей, туда водят экскурсии. А между тем, в Бородинском сражении русская армия потерпела поражение и отступила, открыв Наполеону дорогу на Москву. И Наполеон взял Москву. Вот таков был отдалённый результат Бородинского сражения. Казалось бы, Бородинское поле должны были бы считать полем русского позора, но его считают полем русской славы. Лермонтов написал об этом:
Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

В этом отрывке слово «умереть» встречается трижды, обещали они не победить, а умереть, и сдержали это обещание.
Севастополь тоже считается городом русской славы, а между тем, его трижды отдавали врагу и каждый раз при этом топили всю эскадру. У драматурга Корнейчука есть об этом пьеса, которая так и называется «Гибель эскадры». Самое знаменитое судно русского флота – крейсер «Варяг». Крейсер «Варяг» никого не победил, он знаменит тем, что его команда, чтобы судно не досталось врагу, решила его затопить и погибла вместе с ним. Кого же хотят обмануть русские, выдавая поражения за победы – они других хотят обмануть или самих себя? Они никого не хотят обмануть. У них просто свой, национальный взгляд на то, что считать победой, а что считать поражением. В песне поётся: «Смело мы в бой пойдём за власть Советов, и, как один, умрём…» Вот не поют, что всех врагов, как одного, уничтожим, и даже не поют, что победим, а поют, что «как один, умрём», как будто это и есть цель сражения. Любимая революционная песня Ленина была «Замучен тяжёлой неволей».
Замучен тяжелой неволей,
Ты славною смертью почил...
В борьбе за народное дело
Ты голову честно сложил...

Служил ты недолго, но честно
Для блага родимой земли...
И мы, твои братья по делу,
Тебя на кладбище снесли.
Наш враг над тобой не глумился...
Кругом тебя были свои...
Мы сами, родимый, закрыли
Орлиные очи твои.

Эта песня тоже не о победителе, а о павшем в бою, и, конечно же, у него были не глаза, а орлиные очи. В этих словах – искренняя любовь и восхищение погибшим. Получается, что для русских победа – это победа над собой, преодоление собственной природы, преодоление инстинкта самосохранения.

А менталитет постсоветских людей, современных русских, совсем другой, во многом прямо противоположный. У современных русских культ денег, и этого никто не стесняется. Современные люди делают карьеру и прямо об этом говорят, ничего дурного не видят в том, что действуют специально ради карьеры.
Есть ещё одно отличие между современными русскими и несовременными. Русские никогда не были националистами. Они умели критически и даже иронически относиться к себе как к нации, с пониманием и уважением относились к людям других национальностей. Блок писал:

Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…

Достоевский в «Записках из Мёртвого дома» описал свою жизнь на каторге. В частности, он отмечает большую веротерпимость у окружавших его людей. На каторге ведь были не только православные и вообще христиане, там были и мусульмане, и иудеи. И вот Достоевский описывает, что русские с пониманием смотрели на то, как ведут себя иноверцы, и говорили с уважением: «У них вера такая». Современные русские презирают «растленную» Европу и считают только Россию носительницей истинных нравственных ценностей.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Простые сложности It's Complicated Очень добрый семейный фильм. Джейн владеет пекарней, у нее новый роман и развод за спиной. Она считает свою жизнь предсказуемой… до тех пор, ...
Мы ворвались в Амстердам свежим незваным ветром, залетевшим в открытое окно, хлопнув форточкой, уронив горшок с цветами на пол и растрепав занавеску. Солнечная погода. Плюс шесть. Полное отсутствие снега. Запах жженой конопли и полмиллиона ...
Вынесла в заголовок один из комментариев к посту Нэлли Гутиной в ФБ. Вот этот пост: "Паломники! Проходя Крестным ходом до Via Dolorosa помолитесь о том чтобы на Святой Земле не случилось второго распятия и чтобы чаша эта миновала народного лидера евреев. Как и в те давние времена ...
Вряд ли у кого-то получалось выполнять грамотно и ответственно две различные работы, требующие полной и серьёзной отдачи. На двух стульях не усидишь. Вот и президент РФ недавно освободил от должностей некоторых высокопоставленных чиновников, так как они были избраны в число членкоров и ...
Во времена Перестройки сделалось модно писать и рисовать что-нибудь обличающее. С подколками и намёками, высмеивая советскую парадигму. Например, вот. Тогда считалось, что СССР имеет самую неприглядную экологическую обстановку. В общем, изобразили этакий ад. Борисевич Евгений Петрович ...