О русских или Одна Баба Сказала
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![О русских или Одна Баба Сказала 3861 О русских или Одна Баба Сказала 3861](https://yablor.ru/images/main/o-russkih-ili-odna-baba-skazala-a83ca8.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/krugosvetka_spb/38095878/346220/346220_1000.jpg)
Раскрытие темы про национальные особенности было бы неполным, если бы я не попыталась поговорить о русских. Ну, хотя бы на уровне анекдотов из серии «русский, немец и поляк», или бытующих мнений, стереотипов, которые иногда бывают настолько забавны, что вполне достойны того, чтобы быть «поставленными в книжку». Собственно, пытаясь сделать небольшой очерк о русских, я не рискну пойти дальше пересказов расхожих мнений. Свое мнение у меня, конечно, тоже имеется, но для того, чтобы высказать на русском языке какое-либо суждение о русских надо обладать большим полемическим запалом.
Посмею отступить совсем немного от только что заявленного правила, и таки высказать некоторую свою собственную мысль. А заключается она в том, что русские – нация весьма чувствительная. Как я уже заметила, любое замечание не стопроцентно позитивное, но содержащие малейший намек на несовершенство, может повлечь за собой такой накал военных действий со стороны некоторых «несогласных», что потом сил не хватит стрелы с поля боя выносить. Равно и наоборот, позитивное высказывание о чем-нибудь этаком национальном вызовет на сцену самокритичных и уставших от тягот жизни правдолюбцев, вслед за которыми дабы их опровергнуть выступят патриоты, в общем, не приведи Господи.
Поэтому я лучше останусь чистенькой, а истории буду пересказывать чужие, таким образом, с меня – взятки гладки, я что, я просто компилятор.
Как известно, вне Российских берегов мы имеем счастье или несчастье обретаться уже около 10 лет, если по-среднему, Макс – чуть больше, я – чуть меньше. За это время мы побывали в разных странах Европы, Африки, Карибов, Латинской Америки и Океании, много и вдумчиво общаясь с самым что ни на есть разным народом: черными и белыми, богатыми и бедными, образованными и нет, путешественниками с широким кругозором и местными жителями, никогда не выезжавшими за пределы своей деревни. Где-то о России не знали вообще, как это ни странно слышать жителю самой большой страны мира, где-то знали нечто весьма причудливое.
То, что мы слышали, разговаривая с людьми, относительно их мнения по поводу того, «а какие они, русские» я и хочу здесь описать. Поэтому пост будет по сути посвящен разным «ОБС», то бишь «Одна Баба Сказала», а с бабы той самой, как говорится, и взятки гладки.
![О русских или Одна Баба Сказала 956 О русских или Одна Баба Сказала 956](https://yablor.ru/images/main/o-russkih-ili-odna-baba-skazala-024ac5.jpg?from=http://ic.pics.livejournal.com/krugosvetka_spb/38095878/346434/346434_1000.jpg)
Для приятной затравки расскажу мнение от одного французского круизера, очень бодрого и весьма любвеобильного одинокого мужчины по имени Клод, по специальности пилота пассажирских международных авиарейсов. Клод, с которым мы приятельствовали на протяжении всего нашего панамского периода и с которым сблизились настолько, что его кат однажды въехал в нашу яхту, зацепившись за ее цепь своим якорем, о чем я писала в посте про французов, позиционировался как циник и знаток жизни. Однажды мы с ним затронули тему о русских, и он сказал, что его совсем не удивляет, что я, русская, говорю на французском как на родном, а помимо французского еще на английском и испанском. «Это же нормально для русских», - высказался он. Русские в моем представлении – это великолепно образованные люди, которые знают языки, балет, мировую культуру» - говорил Клод. Полагаю, в словах нашего знакомого еще была жива генетическая память французов о тех русских, которые приехали во Францию после революции. Большая часть тех эмигрантов являлись представителями дворянства, и все, сказанное Клодом можно было в полной мере отнести к ним.
Надо сказать, что Клод был не единственным французом, придерживающимся такого мнения по поводу русских. Французы, приезжавшие в Санкт-Петербург, гуляя по Эрмитажу, слыша цифры о несметных сокровищах мировой культуры, хранящихся в крупных российских музеях, неоднократно восторженно говорили мне, что по их мнению русские люди в большинстве своем - это носители и хранители этой самой великой культуры, достойные представители нации, чьи достижения в классическом балете неоспоримы, чьи предки в совершенстве владели французским. Им казалось, что и по сей день как в девятнадцатом веке население больших городов России единодушно владеет языками, а уровень образования, поддерживаемый так долго Советским правительством, весьма высок.
Недалеко от катамарана Клода стояла маленькая канадская лодка, на которой не было ничего, кроме мачты и парусов. Ее одинокий хозяин частенько сидел в своем тесном кокпите и оглядывал якорную стоянку. Иногда в солнечную погоду, когда от его единственной солнечной панели могли заряжаться батареи и давать электричество, хозяина лодки подолгу не было видно на палубе. Мы задавались вопросом, чем же наш сосед наполняет свою жизнь – он практически ни с кем не общался и время проводил в одиночестве. Наконец, мы поговорили с ним и раскрыли для себя соседскую «тайну». Наш канадец сидел внутри яхты и играл в инете в международные компьютерные игры с реальными противниками из разных стран. Однажды мы спросили его, попадаются ли ему противники из России. «Да, попадаются», - ответил он. «Ну и как они играют?» - спросили мы. «О, у русских особый стиль, их ни с кем не спутаешь», - задумчиво произнес он. «Они играют очень жестко, рискуют и делают крупные ставки, с ними держи ухо востро».
О том, что русские – народ такой, что палец в рот не клади, мы слышали неоднократно, особенно в Латинской Америке, где люди преимущественно мягкие и неконфликтные. Любезные панамцы, которые любят говорить в глаза только приятные вещи, на наши вопросы о том, как они представляют себе русских, иногда смущались и говорили что-то в духе того, что русские – народ серьезный. «Что значит серьезный?», - спрашивали мы. «Ну, лица у них такие серьезные, как-то и заговорить с ними боязно», - типа, только сунься, схлопотать можно. Наш хороший приятель вечно улыбающийся интеллигентнейший охранник по имени Санчес (бывший преподаватель Закона в школе полиции) на наши вопросы смущенно улыбался и вспоминал образы «злых» русских из американских фильмов.
Невеселое выражение лица у русских неоднократно подмечалось нашими знакомыми и в Эквадоре. Одна эквадорка, живущая по соседству с русскими, говорила: «Я вот смотрю на своих соседей и не понимаю, то ли у них проблемы какие-то, то ли мы им не нравимся, а подойти заговорить с ними как-то неудобно, не понимаю я их. Может им плохо тут? Может они по родине скучают?» И дальше она перешла в вопросную контратаку: «Почему ваши соотечественники такие неулыбчивые? Вот вы все время улыбаетесь, а другие – очень редко?» Почему так?
Расскажу одну показательную историю, которая произошла с нами на Каймановых островах. Мы оказались тогда в ситуации близкой бедственной с поломанной лодкой и очень ограниченными средствами к существованию. Максима готова была взять на работу одна фирма, но для этого нужно было получить разрешение на работу. Это самое разрешение согласовывалось на всех инстанциях власти, и ждали мы его очень долго – порядка нескольких месяцев, отчаянно нуждаясь в этой самой работе. Представляли мы тогда собой молодую семью с годовалым ребенком на руках, добравшуюся до деревни Кайман Брак на лодке, тогда нуждавшейся в ремонте. Никаких отягчающих данных, связанных с нарушением закона, за Максимом не числилось, и мы недоумевали, почему власти так тянут с выдачей разрешения на работу. Карты раскрылись много позже, когда в разрешение на работу было отказано, и мы стали тщательно копать, пытаясь добраться до причин. И вот, что мы узнали.
Запрос Максима на работу совпал с отравлением в Англии полонием Литвиненко. История вышла шумная, Каймановы острова находятся под протекторатом Великобритании, и местные власти то ли по указке сверху то ли по собственной инициативе решили подстраховаться – проверить этого странного русского через Интерпол. Пересылка досье и согласования занимали время, и, что самое обидное, ответ стал отрицательным. Слава о русских, как о тех, у кого с собой в загашнике может оказаться несколько грамм полония, не позволила иммиграционным властям выдать Максиму разрешение на работу, даже несмотря на то, что в Интерполе на него ничего не нашли. Эта история описана здесь http://krugosvetka.org/dnevniki-krugosvetki/kaymanovi-ostrova.html.
Мы были настолько уверены, что разрешение на работу Максиму дадут, что решили даже выехать с Каймановых островов – ведь для того, чтобы активировать это самое разрешение следовало находится вне страны. Таким образом в ожидании решения вопроса мы провели на Кубе в чудесном городе Гавана два месяца. Это был 2007 год, отношения кубинцев к русским было сложное. У нас складывалось ощущение, что кубинцы, у которых на протяжении десятилетий была дружба с Россией, как со старшим братом, на плечо которого всегда можно было положиться, в один момент, когда старший брат сдал свои позиции и несколько поменял политику, почувствовали себя преданными и обманутыми. Нам рассказывали, как закрывались перспективные кубинские заводы, когда Россия выводила из Кубы активы и специалистов. Огромные современные предприятия, где была задействована техническая элита страны, оказались в одночасье никому не нужными развалинами. И «младшего брата» не особенно утешало, что то же самое происходило и со старшим братом на его собственной вотчине, где уж было постперестроечной России сохранять свою экономическую и политическую поддержку. И недаром гигантское здание российского посольства в Гаване кубинцы прозвали «нож в спину кубинского народа». Я помню взгляды кубинцев: они смотрели на нас, как на тех, кто предал любовь, в их глазах, удивительным образом сочетающих в себе веселье кубинской гитары и безудержной сальсы с ощущением выживания в зоне смерти отражалось знание жизни и бесконечная терпеливость. Нам очень нравились кубинцы. Для нас тогда они оставались форпостом человечности и настоящести в мире надвигающегося обездушенного капитализма. О своих впечатлениях о Кубе я писала здесь
http://krugosvetka.org/dnevniki-krugosvetki/kuba-2006-g.html.
Однажды я шла по кубинскому супермаркету «для богатых» с семимесячной Ксюшей на руках. Внезапно, я услышала фразу на испанском, которую одна женщина говорила другой: «Смотрите, вон там на руках у матери русский ребенок». Во мне русскую признают редко, а вот в ребенке вычислили – по каким это, интересно, национальным признакам…
О том, кто есть русские для восточных немцев, рассказывать, наверное, излишне. Кай и Катарина, наши теперешние соседи родом из Восточной Германии, без удовольствия вспоминают, как их заставляли учить русский в школе. Узнав, что мы русские, Катарина поразмыслив выдала сложнейшее слово «достопримечательности» - может это был фонетический тест для немцев, кто выговорит длинное слово, экзамен сдал. И знаете, восточные немцы поколения, заставшего советскую власть, отличаются от западных. В них больше серьезной сосредоточенности и какой-то скорби, в то же время их глаза кажутся мне гораздо дальше глядящими в небо, чем глаза их более благополучных капиталистических сородичей. Социализм наряду с согбенными плечами оставил в людях какую-то светлость и душевную чистоту: губы Кая строят уверенную дугу вниз, но в голубых глазах мелькают отсветы соприкосновения с вечными ценностями, которым уже не страшен никакой напор общества потребления.
В разговорах с иностранцами я больше всего не люблю вопроса о том, как русские восприняли перестройку. Были ли они рады новому режиму? Не сожалеют ли об ушедших временах. Ну как объять в одном ответе мнения мифического усредненного «русского» который имеет какое-то сформулированное мнение. Мне даже сложно замахиваться на попытку описать мнение многих миллионов, живущих в огромной России по поводу одного из самых неоднозначных событий истории России ушедшего века.
На Галапагосах мы очень подружились с парой, которая участвовала в приеме на острове Санта-Круз российского олигарха Абрамовича. Помимо разных бизнес дел и эзотерических увлечений, наши друзья являются музыкантами-исполнителями своих песен. Именно в этом качестве их и пригласили на пляжную вечеринку, устраиваемую российским олигархом. На пляже был растянут гигантский экран, на котором что-то проецировалось, были сервированы столы. Наши друзья Мария и Матиас со своими гитарами и песнями собственного сочинения про галапагосских игуан чувствовали себя очень неуютно. Они казались себе такими маленькими на фоне творившегося вокруг великолепия с белыми скатертями и телохранителями. В результате музыкантам даже не предложили воды и угощенья, сразу же забыв о них, едва те закончили исполнение.
Матиас же, работавший на острове Санта-Круз гидом на протяжение многих лет, могут проследить политико-экономическую российскую эволюцию. Если поначалу, в конце девяностых – начале нулевых позволить себе съездить на Галапагосы могла публика, вошедшая в историю, как «краснопиджачники», от которых можно было ожидать чего угодно, вплоть до попытки запустить окурком в черепаху, то постепенно россияне, добирающиеся до Галапагосов становились все более интеллигентными, интересующимися все в большей степени животным миром и в меньшей возможностью разжиться выпивкой.
И дай Бог нашей стране, чтобы эта тенденция укреплялась, чтобы образ русских за границей был ближе к русским иммигрантам во Францию начала века, нежеле, чем к носителям красных пиджаков из девяностых. Ну, или хотя бы застопорился где-то на разумной середине между первыми и вторыми.
|
</> |