О романе Ч.Р. Метьюрина "Мельмот Скиталец" (1820)

топ 100 блогов philologist14.06.2023 Перечитал готический роман Ч.Р. Метьюрина "Мельмот Скиталец" (1820) в переводе А.М. Шадрина. Впервые я читал эту книгу где-то 18 лет назад, и тогда ее чтение оказалось для меня отнюдь не легким делом, потому решил несколько освежить свои давние впечатления. Признаюсь, что и теперь полное прочтение этого романа потребовало от меня определенных усилий. Увлекательное и многообещающее начало "Мельмота" (поездка к дядюшке-скряге, встреча с сивиллой, нагнетание тайны, кораблекрушение) быстро сменяется длинными, однообразными и мало интересными (для меня) описаниями ужасов монастырской жизни Испании, где предельно сгущены все краски и огрублены все характеры, что вообще было свойственно для многих готических романов той эпохи.

О романе Ч.Р. Метьюрина Мельмот Скиталец (1820)
Эжен Делакруа. Доминиканский монастырь (картина считается написанной по впечатлениям от романа "Мельмот Скиталец")

Столь ценимый в советское время "Рассказ испанца" (за его антиклерикальную направленность?) показался мне самой слабой частью произведения. Откуда у священника Метьюрина было такое неприятие монашества объясняет академик Михаил Алексеев в сопроводительной статье: "Резко отрицательное отношение Метьюрина к католическим монастырям, бросающееся в глаза в его "Рассказе испанца", одной из наиболее страшных и патетических "вставных повестей" в "Мельмоте Скитальце", - очень характерно для него как для пастора-кальвиниста, отрицавшего монашество и все виды и формы монастырского общежития. Тем не менее Метьюрин не мог основываться на реальных наблюдениях над монастырской жизнью, так как не мог собственными глазами видеть ни одного монастыря: в современной ему протестантской Великобритании их не было, они были упразднены Реформацией еще при Генрихе VIII в XVI в. От этих времен осталась большая антимонастырская и антимонашеская литература" (с. 597).

Вообще по ходу чтения я периодически ощущал, что автор гораздо больше верит в силу дьявола в мире, чем в действие в нем Бога. Эта мощная линия в культуре Нового времени, идущая от готических романов, за последние сто с лишним лет с лихвой проявила себя в фильмах ужасов, где зло обычно творит все, что ему вздумается, а те, кто прибегает к силе молитвы или помощи Божьей, обычно выглядят жалкими, истеричными жертвами, цепляющимися за средства, которые "на самом деле" ни от чего их не могут защитить и спасти.

Издание романа в серии "Лит. памятники" основательно прокомментировано, и я выписал для себя из статьи М.П. Алексеева ряд готических произведений первой трети XIX века, которые захотелось прочесть. Речь идет, например, о малоизвестном готическом романе Оноре де Бальзака "Столетний старец, или Два Беренгельда" (1822) или о романтических произведениях А.В. Тимофеева "Мой Демон" (1833) и "Конрад фон Тейфельсберг" (1834), и т.п.

Есть, впрочем, в примечаниях авторитетного ученого и забавные моменты, вроде следующего: "Хотя в XVIII в. в Англии уже никто не верил в существование колдуний..." (с. 682). Здесь, к сожалению, идеология подменяет науку, ибо, конечно, вера в колдовство сохранялась в народе и в "просвещенном" XVIII веке, в том числе и в Англии, о чем свидетельствуют записи фольклора того времени, и чему посвящены многие научные исследования по истории западноевропейского колдовства Нового времени. Это только в романе Сюзанны Кларк магия "возрождается" в Англии на исходе XVIII века - на самом деле ее не переставали практиковать никогда, но часто практиковавшие ее уходили в подполье и вынужденно притворялись благонамеренными, не верящими в колдовство людьми.

Самое сильное впечатление оставил у меня "Рассказ о семье Гусмана", предвосхищающий трагические сюжеты Диккенса и Достоевского в изображении нищих, голодающих семейств, в которых обостряются величие и ничтожество человеческого духа перед лицом смерти и Бога. Хотя допускаю, что надлежащий эффект эта вставная новелла производит именно потому, что читатель подошел к ней уже подготовленным, предварительно пройдя огромный путь в беспросветном мраке, вместе с другими героями романа и главным демоном Мельмотом.

В рассказе о семье Гусмана я особенно отметил для себя сцену, в которой говорится о "силе бессилия" (vis impotentiae): обезумевший от проигрыша в суде отец семейства Вальберг не обращает внимания на утешения близких, пока не видит, что к ним присоединили "остаток своих сил" его совершенно беспомощные, почти прикованные к креслам родители, что произвело на него больше действия, нежели усилия всей семьи. Об этой силе бессилия в 20 веке писал Гавел, и она одинаково эффективно работает как прием и в литературе, и в политике, и в бытовой жизни. Ибо там, где человек признает свое полное бессилие, но все же действует исключительно из соображений эмпатии, открывается простор для вмешательства Бога.

Вообще самое ценное в книге Метьюрина для меня - это не демонический сюжет и мрачная легенда о Мельмоте Скитальце, а разбросанные по ходу повествования различные отвлеченные наблюдения автора о судьбе, старости, любви, мудрости, религии и проч. Например, очень проникновенно и глубоко Исидора говорит о значении для человека "первого неизгладимого образа, который запечатлелся в душе" (это и была причина и основа ее любви к Мельмоту).

Выписал для себя и ряд афоризмов, вроде следующих: "У счастливых жизнь полна надежд, у несчастных она полна воспоминаний" (с. 361). Достоевский, правда, на это смотрел иначе, утверждая, что, напротив, даже несколько счастливых воспоминаний могут согревать человека всю жизнь, спасая в период трудностей и давая дополнительные силы для их преодоления.

А вот про силу устного слова человека, о которой стали подзабывать в наш технократический век: "<...> из рассказов его она черпала такие знания, какие никогда бы не могла почерпнуть из книг, ибо нет ничего надежнее и живее, чем общение с человеком, и за человеческими устами закреплено преимущественное право поучать и любить" (с. 314). Замечу, что о любви здесь говорится также как о самом главном инструменте познания, что должно быть очевидно для любого филолога, но о чем тоже многие предпочитают забывать, когда начинают работать с чужими текстами.

В последние годы Метьюрин обдумывал трагедию на тему современной ему истории Франции, в которой, помимо прочего, должна была зайти речь и о Наполеоне Бонапарте. К сожалению, этот замысел так и остался неосуществленным. Однако уже в "Мельмоте" можно встретить страницы, перекликающиеся с наполеоновской легендой, формировавшейся в то самое время на острове Святой Елены. Я имею в виду рассуждения о том, что "скалы и океан, громыханье волн и бесплодный песчаный берег" даже звучаньем своим напоминают о вечности.

Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец / Издание подготовили М.П. Алексеев и А.М. Шадрин. Л.: Наука, 1977. 740 с.

Вы можете подписаться на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Куда девать увольняемых чиновников? Сегодня Собянин объявил о масштабных сокращениях аппарата. Это круто! Ибо 30% служащих на дороге не валяются. Есть мысль что он дал старт сокращениям в регионах. Этим занимается Омск? Не важно. Регионы способны соревноватьс в масштабах. Но интересно не э ...
Домовой чуть было не попался в ловушку, но вовремя вспомнил о своеобразной тактике ведения споров Котом. Дело в том, что чувствуя свою неправоту (которую он, конечно же, не считал таковой), Кот цеплялся за любое более-менее знакомое слово и переходил в атаку, забрасывая оппонента новыми ...
В продолжение темы: Планета R3 За всю историю людей, близких нам биологических и поведенческих (это порядка 50 тысяч лет), они были тонкими носителями кристаллической культуры на основе внедрения языков, оперирующих абстрактными понятиями. Культурой людей была культура смены времен ...
Украинская фехтовальщица Ольга Харлан рассказала, что работает в СБУ. И вот эти люди будут предъявлять Исинбаевой, что она майор, капитан или кто там Минобороны России. Ни в каком СБУ Харлан не работает чисто по таймингу, она там числится и получает от государства зарплату. ...
Я уже давно обращаю внимание на то, Что в России много едят. И вот по итогам посещения нескольких гостей решила написать об этом. Почему в России. Потому что на Западе некоторые тоже едят много и даже чудовищно много. Но это совсем другая история. ...