О роли искусства в самоосвобождении

топ 100 блогов анархист Иванов26.09.2010Общество [Перечитывая некоторые ветки на организационном форуме, наткнулся на этот свой текст и решил, что он неплох сам по себе, даже будучи вырван из контекста дискуссии. Поэтому помещаю его здесь]

В модернистской культуре начала века (на которую и ориентирован, по сути, традиционный анархизм) демонстрация беспросветности и отсутствия выхода могла считаться революционной. Ибсен какой-нибудь там, или Метерлинк. Потому что общество в целом имело альтернативу: status quo никого не устраивал, и всем было очевидно, что выход - по ту сторону от до-модернистских идеологий. Впрочем, не надо забывать и о всеядности, привитой модернизмом, и которая расцвела пышным цветом уже в постмодерне: от анархизма к большевизму и фашизму был всего-то шажок. Муссолини в качестве наглядного примера, а о различных художниках - Жарри, Маринетти, Тцаре, Арто - и говорить излишне. Там без бутылки не разберёшься: анархист перед тобой, большевик или фашист. Демонстрация беспросветности автоматически предполагала выход (любой выход), который чаще всего заключался в насильственной трансформации окружающего мира. Тут, кстати, ещё Вернадский вспоминается, с его проектом кипячения морей.

Сейчас ситуация иная, и если в модернизме можно было говорить о позитивном идеологическом равенстве ("всё - выход!"), то сейчас уместно говорить о негативном ("всё - обман!"). Постмодернистское коллажирование идеологий, эта игра в бисер, создала ситуацию тотального недоверия. Поэтому нынешний нигилизм не позитивен, а негативен (достаточно посетить, например, сообщество "Культура Апокалипсиса", чтобы убедиться в этом). Это на самом деле просто троллинг, упоение собственным негативизмом, и, по сути, та же самая игра в бисер, доведённая до логического предела.

Вопреки модернистам, я считаю, что искусство никому ничего не научит. И придавать ему какое-то серьёзное значение уже поздно. Никакого искусства вообще практически нет, даже DIY - это отголоски масс-культуры, не более. Постмодерн разбил разноцветное зеркало модернизма (то самое, принесённое "Бесами" Достоевского из сказки Андерсена, а им, соответственно, реквизированное у гностического мифа о падении), и теперь выкладывает из него неприличные слова и продаёт по кусочкам. Ничего принципиально нового в искусстве нет, о чём бы одни говорили, что это - искусство, а другие - не соглашались бы. И чему вообще может научить масс-культура, если это просто товар? Разница в том, каким образом он продаётся (за реальные купюры, за голоса, за рейтинги, за создание аудитории для политического проекта), но это очень несущественная разница. И искусство ради троллинга - не просто из той же серии, это сердцевина постмодернистской идеологии.

Выход же, как всегда, в создании таких альтернатив, в которых не искусство становится жизнью, а жизнь приобретает характер ежеминутного творческого процесса. Который к тому, что формально называется искусством, может вообще не иметь никакого отношения.

Источник: http://forum.anarhist.org/post/4618/

О роли искусства в самоосвобождении number of comments Comments

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мушкет с фитильным замком, Германия, первая четверть 17 века. Калибр 17 мм, длина 1470 мм. Ствол кованный, восьмигранный, гладкоствольный. Замок фитильный, зажим для фитиля выполнен в виде стилизованной головы монстра. Ложе орех. Сильно повреждено в районе приклада. Следы ...
Вчера в интернете был небольшой хохлосрачь на тему сноса памятника жертвам так называемого голодомора. Я не припоминаю у нас на Донбассе таких «памятников», вообще думал что это вброс, но выяснилось, что каким то образом один такой «памятник» стоит в Снежном. Не знаю, когда его там умудрил ...
Про донецких переселенцев слышу в последнее время только в неприятном ключе. Жалуются, что они наглые, что ведут себя по-хамски, что садятся на шею и не работают. Одна из таких историй: к одной хорошей женщине (зовут ее Таня) приехали родственники из Донецкой области: молодая семья с реб ...
В Москве сегодня, 25 февраля, определенно происходит нечто странное: пока президент России Владимир Путин посещает с рабочим визитом Минск, над Лубянской площадью, где расположен главный офис ФСБ, летает боевой вертолет. Многочисленные очевидцы даже успели снять его на видео и выложить в с ...
В июне 1890 года истекал срок действия секретного «договора перестраховки» между Германией и Россией. Договор этот был заключен тремя годами ранее, когда фактическим правителем Германской империи был имперский канцлер князь Бисмарк. В то время его воображение терзал «кошмар коалиций» ...