О роли искусства в самоосвобождении
анархист Иванов — 26.09.2010 — Общество [Перечитывая некоторые ветки на организационном форуме, наткнулся на этот свой текст и решил, что он неплох сам по себе, даже будучи вырван из контекста дискуссии. Поэтому помещаю его здесь]В модернистской культуре начала века (на которую и ориентирован, по сути, традиционный анархизм) демонстрация беспросветности и отсутствия выхода могла считаться революционной. Ибсен какой-нибудь там, или Метерлинк. Потому что общество в целом имело альтернативу: status quo никого не устраивал, и всем было очевидно, что выход - по ту сторону от до-модернистских идеологий. Впрочем, не надо забывать и о всеядности, привитой модернизмом, и которая расцвела пышным цветом уже в постмодерне: от анархизма к большевизму и фашизму был всего-то шажок. Муссолини в качестве наглядного примера, а о различных художниках - Жарри, Маринетти, Тцаре, Арто - и говорить излишне. Там без бутылки не разберёшься: анархист перед тобой, большевик или фашист. Демонстрация беспросветности автоматически предполагала выход (любой выход), который чаще всего заключался в насильственной трансформации окружающего мира. Тут, кстати, ещё Вернадский вспоминается, с его проектом кипячения морей.
Сейчас ситуация иная, и если в модернизме можно было говорить о позитивном идеологическом равенстве ("всё - выход!"), то сейчас уместно говорить о негативном ("всё - обман!"). Постмодернистское коллажирование идеологий, эта игра в бисер, создала ситуацию тотального недоверия. Поэтому нынешний нигилизм не позитивен, а негативен (достаточно посетить, например, сообщество "Культура Апокалипсиса", чтобы убедиться в этом). Это на самом деле просто троллинг, упоение собственным негативизмом, и, по сути, та же самая игра в бисер, доведённая до логического предела.
Вопреки модернистам, я считаю, что искусство никому ничего не научит. И придавать ему какое-то серьёзное значение уже поздно. Никакого искусства вообще практически нет, даже DIY - это отголоски масс-культуры, не более. Постмодерн разбил разноцветное зеркало модернизма (то самое, принесённое "Бесами" Достоевского из сказки Андерсена, а им, соответственно, реквизированное у гностического мифа о падении), и теперь выкладывает из него неприличные слова и продаёт по кусочкам. Ничего принципиально нового в искусстве нет, о чём бы одни говорили, что это - искусство, а другие - не соглашались бы. И чему вообще может научить масс-культура, если это просто товар? Разница в том, каким образом он продаётся (за реальные купюры, за голоса, за рейтинги, за создание аудитории для политического проекта), но это очень несущественная разница. И искусство ради троллинга - не просто из той же серии, это сердцевина постмодернистской идеологии.
Выход же, как всегда, в создании таких альтернатив, в которых не искусство становится жизнью, а жизнь приобретает характер ежеминутного творческого процесса. Который к тому, что формально называется искусством, может вообще не иметь никакого отношения.
Источник: http://forum.anarhist.org/post/4618/
|
</> |