О реконструкциях
haritonoff — 25.01.2017 Одна из лучших, на мой взгляд, реконструкций неандертальца (из Миланского музея натуральной истории вроде). После герасимовских, разумеется, но те по-академически нейтральны и не будоражат воображение.Чаще древних людей реконструируют в виде каких-то бомжей, чтобы были "подичее", особенно этим грешат братья Кеннисы - именно их пропитые творения чаще всего вылазят в поисковиках по слову "неандерталец", ну знаете, эта одутловатая баба с больной кожей и криво улыбающийся мужик с заплывшими глазками, опирающийся на палку, наверняка все видели:
Возможно, так выглядели бы аутентичные неандертальцы сегодня - представители малой народности, познакомившиеся с водкой и чуждыми болезнями, живущие на пособия, не нашедшие себе места в изменившемся мире... Если же вы посмотрите на фотографии сохранившихся до наших времен или недавнего прошлого представителей примитивных культур, не сильно испорченных цивилизацией - наиболее "диких" людей эпохи фото - то увидите, что все они так или иначе следят за собой, хоть их представления об эстетике и отличаются от наших (особняком стоят "испорченные дикари" вроде фотомоделей для туристов из племени мурси). Старики их бывают довольно колоритны в плане лиц - да что уж там, скажем прямо, те еще рожи встречаются - но все же не производят впечатления бомжей, они другие. Просто потому что опустившиеся и, увы, больные в примитивной культуре долго не живут.
"А чем же так чисто выбрил себе голову сей неандерталец?" - ехидно спрашивают англоязычные комментаторы на одном из сайтов. Отвечаем западным варварам: осколочком кремня или обсидиана это можно сделать не хуже, чем современным лезвием. и в доказательство приведем свидетельство знаменитого путешественника Миклухо-Маклая от 20 сентября 1871 года: "Около меня собралось человек восемь папуасов... самый резкий контраст с типом моего первого знакомца представлял человек роста выше среднего, худощавый, с крючковатым выдающимся носом, очень узким, сдавленным с боков лбом; борода и усы были у него выбриты, на голове возвышалась целая шапка красно-бурых волос, из-под которой сзади спускались на шею окрученные пряди волос, совершенно похожие на трубкообразные локоны жителей Новой Ирландии. Локоны эти висели за ушами и спускались до плеч. В волосах торчали два бамбуковых гребня, на одном из которых, воткнутом на затылке, красовались несколько черных и белых перьев казуара и какаду в виде веера. В ушах были продеты большие черепаховые серьги, а в носовой перегородке – бамбуковая палочка толщиною в очень толстый карандаш с нарезанным на ней узором. На шее, кроме ожерелья из зубов собак и других животных, раковин и т. п., висела небольшая сумочка, на левом же плече висел другой мешок, спускавшийся до пояса и наполненный разного рода вещами" - вот такой повседневный прикид, и уж он точно туристам не позировал.
Так же новые друзья Николая Николаевича использовали и подаренные им осколки стекла: (28.10.1871) "Я снова взглянул на туземца. Улыбаясь, он показывал на осколки стекла и на свою верхнюю губу. Тут я заметил, что он выбрил усы и часть бороды. Это так изменило лицо моего старого знакомого, что я его сперва не узнал. Губы и подбородок были отлично выбриты; он так искусно совершил эту операцию, что нигде не было ни царапины".
Брились ли неандертальцы на самом деле - никто не знает. Скажем так - они в принципе могли это делать, им было чем. А наносили ли они на лицо раскраску? Тоже доподлинно неизвестно, но в культурном слое, относящемся к неандертальцам, в провинции Мурсия на юге Испании, помимо прочего, были обнаружены раковины, содержащие следы краски - желтый пигмент и красную пудру, смешанную с крупинками блестящего черного минерала - и палочки для нанесения этих веществ. Так что что-то неандертальцы определенно красили, может быть, и не рожу, но представление о такой эстетике имели. То же касается и перьев - для чего-то неандеры их определенно использовали, судя по тому, что из выдирали из трупиков птиц, не годящихся в пищу (это определили по следам обработки на птичьих останках), а стрел в то время еще не изобрели.
Так что такая реконструкция, пожалуй, все же достовернее, чем очередной портрет косматого дебила в рваном обрывке шкуры - как вымершую кошку достовернее реконструировать с шерстью произвольного (в пределах разумных экстраполяций) окраса, чем лысой или в свалявшихся грязных колтунах (а че, древняя же!), хотя мы доподлинно и не знаем, какого цвета и с каким узором была ее шерсть. Вряд ли этот доисторический парень выглядел именно так - как-то по-другому, но скорее в каком-то таком духе. Простор же для фантазии! Причем в рамках реальных данных. А какое бы кино получилось например, если серьезно подойти и вдохновить дизайнеров этнографией, а не комиксами...
|
</> |