О "Прометее" и "Чужих"...

Долгожданный "Прометей" ("Prometheus", 2012) Ридли
Скотта – фантастически, до боли красивое кино. Первые
шестьдесят минут я сходила с ума от ностальгии, от какой-то
невыразимой тоски – как будто фантастику конца восьмидесятых
соединили с потрясающими спецэффектами современности... Однако на
этом плюсы фильма заканчиваются – за исключением, разумеется,
Майкла Фассбендера, Шарлиз Терон и Нуми Рапас.
Самое слабое место фильма – сценарий, не продуманный, не
прописанный до конца, полный белых пятен и провалов в логике.
Возможно, я и правда ждала от этого фильма какого-то откровения,
"ответа
на главный вопрос жизни, вселенной и всего такого", как и
археолог Элизабет Шоу, героиня Нуми Рапас. В конце концов, трейлеры
к этому просто обязывали! :) Однако фильм не дает никаких
вразумительных ответов – то ли режиссер посчитал, что они не имеют
значения, то ли это лишь "затравка" на будущее...
Скотт обещал нам чуть ли не новую версию зарождения жизни, новую
мифологию… Но досмотрев фильм до конца, мы так и не получаем
никакой информации – лишь то, что было показано в первые две минуты
картины… И зрителю остается лишь догадываться о причинах создания
жизни. Ответ "потому что могли", разумеется, верен в любом случае,
но все-таки?.. Случилось ли это путем ошибки – или это был
сознательный шаг инопланетян – принести себя в жертву ради
получения новой цепочки ДНК? За "сознательное" создание говорят
наскальные рисунки – если их, конечно, рисовали не люди (откуда бы
людям знать местоположение планеты создателей?) Но, если подумать,
какой смысл был в этих рисунках и почему они вели на военную базу
"создателей"? Не на их родную планету, например, а на некий и, судя
по всему, "тайный" объект, где проводились какие-то опыты с
биологическим оружием? Зачем было сделано это "приглашение", говоря
словами Элизабет? Не похоже, что на этой базе ждали людей...
Поведение "творца" оставим Элизабет – для того она и направилась на
"материнскую" планету… Меня же больше волнует поведение героев.
Например, Дэвида – андроида, которому "по умолчанию" следовало бы
являть собой олицетворение логики. Однако его поступок с Чарли –
возлюбленным Элизабет – мягко говоря, вызывает вопросы. По какой
причине он "провел свой эксперимент"? Единственный напрашивающийся
ответ – хотел попробовать создать жизнь. Тоже побыть творцом. А
также ненависть к людям (испытывают ли андроиды ненависть?
Собственно, Дэвид говорит о желании сына видеть смерть отца – т.е.
о некоем эдиповом комплексе) Однако это всего лишь ничем не
подтвержденные догадки...
Команда "Прометея" ведет себя так, как будто существует по крайней
мере два (а то и больше!) заговора, и одновременно ведется
множество игр... Честно говоря, если бы это действительно оказалось
так, фильм был бы блестящим. Но действительность гораздо печальнее
– все сводится к поиску Бога у "тварей" - и к немотивированной
жестокости у "творцов". И за вопросами "для чего мы созданы", "для
чего вообще живем" теряется все прочее - но ведь это не философская
притча, чтобы отбрасывать логику и "сливать" сценарий, это
фантастика, причем, фантастика, имеющая под собой серьезный
"культурный пласт". А выглядит это как какие-то не совсем связанные
размышления о Боге на фоне инопланетных пейзажей. И появление
Чужого в последних кадрах кажется едва ли не притянутым за уши -
надо же было как-то связать все это с предыдущими частями...
Про абсолютно ненаучное поведение ученых (что это за биолог,
который хватает руками неизученное и явно агрессивное инопланетное
существо? Нет, для фильма 80-х – самое оно, но зачем же настолько
следовать традиции…) и элементы трэша, когда шрам от полостной
операции зашивается при помощи степлера, я вообще молчу...
В целом, фильм для меня стал скорее разочарованием…
К слову, пока я ждала "Прометея", я успела пересмотреть
предыдущие части "Чужих", которые видела лет десять назад,
если не больше… Самой слабой показалась первая часть – единственная
ее ценность для меня, пожалуй, состоит в том, что она дала начало
всей этой серии - и "вселенной Чужих" в целом. Второй фильм –
наиболее масштабный, эпичный... Прекрасные спецэффекты для своего
времени, сильный, "крепкий" сценарий. Впрочем, что удивляться, это
же Кэмерон! И все-таки моей любимой частью, как и в детстве,
осталась третья. Наиболее "человечная". Не о Чужих, не о спасении
Земли – а в гораздо большей степени о людях. Чем-то очень
напоминающий мне "Солдата Джейн". Мне кажется, этот фильм
ничего не потерял бы, даже если бы в нем не было монстров…
Четвертая часть для меня стоит несколько особняком, балансируя на
стыке трэша и артхауса. Не скажу, что это органично вписывается во
Вселенную, по крайней мере, с моей точки зрения... Но по ней очень
хорошо видно, как трансформировался образ Эллен Рипли – от офицера
космического "буксира" "Ностромо" до сверхчеловека, в котором,
возможно, гораздо больше от иной – чуждой нам – формы жизни, чем от
женщины с не самым легким характером из первой части эпопеи…
P.S. Мы благополучно вернулись и я надеюсь, что в скором времени
смогу написать о поездке и выложить несколько фоторепортажей, но
пока что родина встретила нас кучей "квартирных" и прочих дел, так
что пока нет времени даже начать обрабатывать фотографии...
|
</> |