О приватизации
premier7 — 16.11.2025
У леорера прочитал его мысли о приватизации.Он говорит, что это был процесс ограбления советских людей, владельцев общенародной собственности. Словно у малоэффективного торговца Мони более эффективный Изя отобрал лавку.
Но:
Формализируем и упростим.
Допустим в 17м году мой прадедушка подписывает общественный договор с РСДРП(б), где в обмен на передаваемое в пользу коммунистов право править страной она обязуется переводить в депозитарий да хоть в НьюЙорке по 1 акции каждого предприятия, созданного после 17го года (и предположим, что каждое предприятие при учреждении выпускало по 1 млрд. акций 300 млн жителей страны + остальное реальным госинвесторам).
Пусть в итоге к 91му году этих предприятий оказалось создано с десяток - как, собственно, и было, т.к. по факту фирмами в экономическом смысле слова были только Союзные Министерства, а отдельные предприятия являлись скорее цехами и отделами этих мега-заводов.
Попробуем оценить их стоимость.
Сразу выясняется, что без продажи этих акций покупателю у них (акций) стоимости как бы и нет.
Это не совсем так - если рынка акций нет, но по ним платятся дивиденды - то мы можем умножить размер дивидендов на, допустим, 30 лет (полжизни) и принять эту сумму той, за которую сферический владелец мог бы и согласиться свои акции продать. Но вот в чем беда - эти дивиденды по факту платились т.н. Общественными фондами потребления. Упрощая - на эти дивиденды строились бесплатные квартиры и бесплатные больницы. Это сейчас все понимают, какие это огромные деньги. А тогда квартиры и врачи были словно воздух - полОжены, поэтому и были! Никто не задумывался о стоимости всего этого.
Чтобы стоимость акций появилась, надо разрешить тот самый рынок ценных бумаг, сиречь - средств производства, т.е. капитала. Но кто будет в СССР покупать эти акции? Разумно предположить, что только тот, кто понимает, как эти акции превратить в бОльшие деньги.
Отсечем иностранцев, т.к. очевидно что только они могли бы скупить все ценное в СССР за копейки, и очевидно что их всячески старались к этому не подпускать.
Так какие варианты есть у нашего проницательного советского Корейко?
Беспроигрышный вариант - покупка министерства, которое выпускает востребованную на мировом рынке продукцию. Т.е. добыча полезных ископаемых. Цена на бирже известна, товар стандартизирован. Что, собственно и было продемонстрировано в ходе приватизации. Именно ваучерный пакет Газпрома хоть чего-то, да стоил. Пусть не квартиру, и не машину - но если в семье на Газпром поменяли три ваучера, то в провинции это могло быть и квартирой.
Но нужно понимать, что потенциальный доход сильно зависит от регулирования. Экспортные пошлины могли превратить потенциальные астрономические доходы в весьма скромные.
Все остальные министерства выпускали продукцию для внутреннего рынка, и там те же регуляторные риски были на порядок сильнее, и, значит, влияли на уменьшение цены еще больше.
Всякая электронная или легкая промышленность - открывается рынок для Самсунга и Китайского легпрома - и все, финиш, продажи устремились к нулю вместе с ценой акций. Т.к. если появляется рынок акций/капитала, то должен появиться институт банкротства.
Всякое тяжелое и военное машиностроение? У них сильная зависимость от госрасходов. Не строятся электростанции и не закупаются танки - и то же самое банкротство не за горами. А как мы помним, при банкротстве акционеры получают то, что осталось после удовлетворения требований кредиторов всех очередей, т.е. Для наших расчетов - ноль.
Вот и выходит, что приватизация позволила получить советскому народу хоть какие-то деньги только при обмене ваучера на акции чегото добывающего. Все остальные шаги приводили к получению всех остальных нулей.
А уж если вспомнить, что промышленность шла на приватизацию не Министерствами, а отдельными предприятиями, делавшими их стоимость сильно зависящей от того куска производственной цепочки, которая на них приходилась... Обычно это была зависимость в сторону снижения дохода при "вырезании" этого предприятия из большого "министерства"
У многих процессов есть т.н. "физика" - т.е. независящая от формы суть. Советский народ не просто так разлюбил коммунистов. Он считал, что они руководили страной не очень эффективно. Советский народ мог и ошибаться, т.к. страной руководить а)непросто в принципе, б)некоторые потолки не перепрыгнуть, и в)часто бывает что или дудочка, или кувшинчик, и конкретная система в конкретных условиях оптимизируется по ограниченному количеству параметров за счет ухудшения остальных.
Но, даже в нашей модели, т.к. советский народ был в числе совладельцев, то даже заблуждаясь, он все таки имел полное право потребовать замены менеджмента. Что, собсно, он и сделал. За то, что вместо прибыли это действие привело к убыткам - акционерам надо винить себя и отсутствие должной осмотрительности в ситуации недостатка знаний для принятия решений в сложном вопросе. Но мотивы для недовольства коммунистическим управлением были, т.е. говорить о большой совокупной эффективности советского хозяйства нельзя - ведь советский народ оценивал и свои дивиденды как недостаточные, и, как потребитель, считал что советская продукция - так себе.
Так что с моей точки зрения все выглядит так, что по заслугам и елей.
Помню, какой-то грузинский экономист, глядя на свою Родину, назвал бывшую промышленность ГССР "некроэкономикой", чья цена равна цене металлолома минус стоимость демонтажа. Где-то в начале этого журнала я наверняка упоминал этот термин в критическом ключе. Это лишний раз доказывает, что в более молодом возрасте я понимал гораздо меньше))
|
|
</> |
Чем отличается карта рассрочки от дебетовой
Как Гренландия стала датской
Зачем на новую «Волгу» ставили двигатель от «Тойоты» и почему он ей не помог
Леди Птица
Зима в Будапеште
Отец Пиара
Быково в Жуковском
Милан

