О ПРИЧЕСКАХ МОСКОВСКИХ БОЯР


В бытность свою недавнюю в Пермских краях по приглашению Олега Николаевича Верещагина, посетил я с ним и иными его гостями древнюю столицу края, город Соликамск, а в оном - преотлично сохранившийся памятник "нарышкинского барокко", дом воеводы, по нынешнему - губернаторскую резиденцию. Даже, можно сказать, генерал-губернаторскую - край был немирный.
Ныне в том доме музей, и там, помимо прочих, представлена экспозиция "в приказной избе", в коей есть и манекен, представляющий собственно воеводу, имеющего, однако, вид несколько поповский, из-за ниспадающих аж на меховой воротник ферязи предлинных патл.
Между тем...
Бояре одеваются таким образом. Во-первых, на голову надевают тафью, или небольшую ночную шапочку, которая закрывает немного поболее маковки и обыкновенно богато вышита шелком и золотом и украшена жемчугом и драгоценными каменьями. Волосы на голове стригут плотно до самой кожи, кроме того, когда кто бывает в опале у царя.
Волосы на голове только их попы или священники носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко острижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту.
То есть знать у нас как минимум с Ивана Васильевича и до Алексея Михайловича включительно ходила со стрижеными под ноль/сбритыми волосами на головах. Скинхедами были, так сказать (и то правда, никакой толерантности не проявляли и гнобили инородцев-иноверцев жестко).
Ну при желании, конечно, можно сказать, что воевода в опале у государя - за это и загнали в пермскую глушь. А что рожа у манекена довольная, так чему тут удивляться - традиционное единовременное подношение от местных обывателей вступавшему на должность воеводе, как рассказывал нам экскурсовод, было только самую малость... больше, чем стоимость возведения соборной церкви. Это не считая последующих "подмазываний" и возможности запускать руку в казенные денежки (карали за это последнее нещадно, но увы - едва ли не каждый следующий воевода почему-то воображал, что как раз его-то пронесет).
|
</> |