О преподавании "теории Дарвина"

Что я, как человек не чуждый науке, думаю по этому поводу? Первое, что надо отметить, это некоторую неаккуратность, если не сказать халтурность, обеих сторон в выборе терминологии. С момента появления "теории Дарвина" прошло уже около 200 лет, и в школьных учебниках излагаются не столько работы Дарвина, местами довольно наивные, сколько современные представления об эволюционных процессах. Не очень понятно, что именно предлагается убирать из учебников.
Комиссия эту сложность с терминологией явно проигнорировала и выкатила в ответ 2-страничный рекламный текст в пользу теории эволюции вообще, вплоть до её пользы в разработке антибиотиков и борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Сопроводив его строгим указанием, что "человек имеет общего предка не только с шимпанзе, но и со всеми клеточными формами жизни на планете, этот вопрос не является предметом спора среди профильных специалистов ... и этот вопрос не является вопросом веры". Без уточнения терминов дискуссия начинает напоминать идеологизированную перебранку.
Если под эволюцией понимать способность биологических объектов меняться, в том числе накапливая генетические изменения, которые передаются потомству, то этот вопрос действительно не является вопросом веры. Это те факты, которые вполне доступны наблюдению и экспериментальной проверке. Разработка антибиотиков и сражения с вредителями относятся именно к этой, экспериментальной и наблюдаемой биологии. Не думаю, что кто-то всерьёз предложит запретить все эти темы в школе.
Очевидно, что Ф.Лукьянов говорит о чём-то другом. Цитата: "теория эволюции не отвечает на вопрос зарождения жизни как таковой, на вопрос о сложности и разумности устройства живых существ". То есть речь идёт о глобальной, мировоззренческой теории, которая стремится объяснить всё многообразие живых существ, включая человека, с помощью какой-то одной, довольно простой и чисто материалистической схемы. Идея, что живая клетка сама собой зародилась в некоем "первичном бульоне", это безусловно интересная гипотеза. Но тезис, что "это не является вопросом веры и не вызывает споров среди специалистов" совсем уж не помещается ни в какие ворота.
На мой взгляд, в школах безусловно необходимо объяснять, что такое гены, генетические мутации, естественный отбор, как работает механизм формирования новых видов и что такое эволюция как идея. Поясняя всё это на экспериментальных примерах.
Глобальные же теории лучше формулировать предельно аккуратно, поясняя, что они являются в первую очередь смелыми научными гипотезами. У специалистов есть предположение, что с помощью механизма мутаций и естественного отбора можно объяснить всё биологическое многообразие на Земле, включая появление разума, и этого достаточно. Такой подход хорош уже тем, что в случае открытия каких-то других, принципиально иных механизмов эволюции, авторы учебников и члены Комиссии не окажутся сидящими в неприглядной луже. Пока такие механизмы не известны, логично, что среди специалистов нет споров: о чём спорить, если рабочая гипотеза у тебя ровно одна?

P.S. Ссылки по теме.
Свящ. Ф.Лукьянов:
https://ria.ru/20240920/darvin-1973884756.html
Комиссия РАН:
https://rtvi.com/news/komissiya-ran-po-borbe-s-lzhenaukoj-otreagirovala-na-prizyvy-zapretit-teoriyu-darvina/
|
</> |