О предопределении и блаженном Августине.
ortheos — 14.07.2025
В личку пришел вопрос, на который не могу ответить, потому что
отправитель поставил ограничение на личные сообщения.
Поскольку вопрос не является частным , то пожалуй я могу ответить
на него открыто.
"
В ваших публикациях я нашел утверждение об отсутствии
учения о безусловном предопределении в трудах блж. Августина. Если
вам не сложно, объясните пожалуйста, на основании чего можно так
утверждать "
"Доказывать отсутствие" какой-либо мысли у того или
иного писателя или невозможно, или крайне сложно, потому что для
этого надо процитировать все собрание сочинений например,
блаженного Августина и к каждой фразе сообщить, что здесь такого
учения не найдено.
Поэтому доказывать должны только хулители св.Августина, они, к
сожалению, этого делать упорно не хотят. Когда они приведут места
где блаженный Августин именно так учит, то и можно будет их
разбирать.
В подобных случаях святые отцы показывали тексты и места, которые
прямо несовместимы с тем учением, в котором обвиняют того или иного
писателя.
Я со своей стороны могу привести очевидные места, где
блаженный Августин учит тому, что несовместимо с
верой в безусловное предопределение одних ко спасению и других к
погибели независимо от воли и действий человека
1) Трактат "Против Академиков" .
Предисловие начинается с гимна
Промыслу и тому, как он взаимодействует со свободой воли человека,
оставляя место и его выбору и увещанию других людей.
2)
История в "Исповеди" (кн 6, глава 8)
про его друга, который будучи христианином, отказывался наотрез
смотреть на гладиаторский бой, но когда его насильно привели и он
из любопытства взглянул, то мгновенно потерял весь свой духовный
строй и стал таким же бесноватым, как и все вокруг. Где
св.Августин не только подразумевает, но и прямо говорит о том, как
самые незначительные вещи могут человека спасти и погубить.
Могу еще добавить (правда, не очень убедительно для других) ,
что прочитав ВСЕ переведенное на русский язык из блаженного
Августина и кое-что непереведенное (толкование на псалмы, трактат о
музыке, который уже переведен, впрочем, мной самим) , я могу с
уверенностью утверждать, что в этих сочинениях не только нет
никакого подобного учения, но все совершенно православно
утверждается, что Бог без личного изволения воли человека не
спасает. Это я утверждаю с уверенностью, потому что при чтении
св.Августина я всегда держал в мысли два обвинения, которые ему
выдвигают лжепрофессора духовных академий (а точнее папистские
прихвостни) - учение о филиокве и безусловного предопределения
людей к погибели и к спасению. И к радости моей, и близко
ничего такого у блаженного Августина не нашел.
Единственное, что возможно является поводом к подобной клевете на
этого православного и великого святого - что блаженный
Августин в полемике с Пелагием особенно ярко и сильно раскрывал то,
что то, что Пелагий считал "своими силами" человека - сила воли,
разум, свобода выбора, в действительности является
дарованиями Бога.
Но в таком случае надо обвинять в том же и св.апостола Павла,
который говорил "что ты,человек, имеешь, что не получил от Бога?" и
св.Филарета Московского, который говорил "Человек - это ничто,
переполненное дарами Божиими".
Это не означает и никак не производит учение о безусловном
предопределении одних к погибели а других к спасению.