О пользе православия для России.

топ 100 блогов boldogg19.01.2017 В комментах к предыдущему посту был задан вопрос: "Зачем нужны верующие и храмы?"
Вроде и вопрос на первый взгляд какой-то детский (а на второй уже не очень), и спрашивали не у меня, но я тоже вызвался ответить. Коротко у меня не вышло, поэтому ответ пишу отдельным постом.

Сразу оговорюсь. Я сознательно выношу за скобки всё, что касается духовного наполнения веры. Того, что она говорит о предназначении человека, его отношениях с Богом и т. д.
Для верующего именно это и есть главное смысловое наполнение, но для атеиста или агностика это не аргумент.
Но мне кажется, что от религии есть польза - именно польза, чисто практическая - в т. ч. и для атеиста/агностика. Именно об этом я и писал. Поэтому здесь я говорю о религии, о верующих, о храмах строго с посюсторонней точки зрения, с точки зрения практической. Мне кажется, что они и при таком рассмотрении полезны.


Есть распространённое заблуждение, что если из жизни общества убрать храм, то на его месте появится планетарий. То есть, что место религии непременно займёт научное мировоззрение и здравый смысл.
Но это ведь просто не так. Наука и религия совершенно не противоположны и взаимодействие между ними не есть игра с нулевой суммой. А здравый смысл отлично сочетается (и отлично _не_ сочетается), как с религиозностью, так и с атеизмом.
Вот, религия искоренялась в СССР. И место христианства заняла не наука, а коммунистическая идеология, которая на строгую научность хоть и претендовала, но категорически неубедительно. И это была такая вполне себе квази-религия - с обрядами, священниками и мирянами, мучениками, анафемами - всё как положено, были даже "мощи" и очередь к ним. И я бы не сказал, что эта квази-вера была симпатичней христианства.

А вспомните, что было, когда коммунистическая вера пала. Ведь опять же вверх пошла не наука и здравый смысл, а ровно наоборот. Пошло засилье самого разнообразного бреда - причём крайне густого и нажористого. Кашпировский, Ванга, Чумак, экстрасенсы, миллионы людей заряжают воду от телевизора, Белое Братство и прочие секты, какие-то мутные кришнаиты, мормоны и т. п.
Свято место не бывает пусто. И наукой эта валентность не занимается - по крайней мере для масс. Людям надо во что-то верить. Не будет христианства - будет на этом месте что-то другое - и я очень сомневаюсь, что это другое вам понравится больше.
Или, вот, скажем, практика Западной Европы. Там опустевший храм сплошь и рядом превращается не в планетарий, а в мечеть. И это ведь не предположение - это в самом деле так, это _уже_ происходит и довольно массово.

Тут мы и выходим на то, для чего нужна религия, верующие и храмы. Это _наша_ культура. Это облик _нашей_ цивилизации. Я не против мечети как таковой, но меня коробит, когда она заменяет церковь в Англии или Франции. Мне неприятно, когда я вижу русскую женщину в мусульманском платке (а вам, кстати, как?). Если таких женщин станет много, то на мой взгляд это уже будет совсем караул. А почему не нравится, почему караул, что в этом такого, собственно? Чем так уж плох ислам? Сам по себе ничем не плох. И если в мусульманский платок будет одета не русская женщина, а татарка или узбечка - никаких проблем. Для неё ислам это традиционная религия, всё нормально. Но его распространение у нас или в той же Франции, вытеснением им христианства - это изменение _нашей_ культуры, размывание нашей самоидентификации. Это неприятно. Даже с чисто светских позиций - неприятно.
И это не мелочь, не ерунда. Культура - очень большая ценность. Вон, гражданская война на Украине по сути же именно из-за этого пошла - из-за разной самоидентификации, разной культуры. Люди готовы убивать и умирать за это.

Религия - одна из самых важных частей культуры. Даже атеист у нас всё же имеет культурные корни именно в христианстве. Он элементарно больше о нём знает поэтому ему проще иметь с ним дело.

Таким образом и государству и обществу по-моему выгодно и правильно поддерживать свою традиционную веру - иначе на её место просто придёт чужая. Это как с известной цитатой про армию: "Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую." Точно то же самое с верой.

И вот ещё что. Традиционная религия просто тем фактом, что является таковой, показала свою... как сказать-то... свою адекватность, вменяемость что ли. Применимость, пригодность, приспособленность к данной культуре.
Вот посмотрите на православных священников. Ну, они же просто вполне нормальные, вменяемые, адекватные люди - это просто очень хорошо заметно. Они _совершенно_ не похожи на сектантов, на фанатиков (кстати, в значительной степени из-за этого их так сильно и критикуют - многим хочется пофанатичнее). Если человек в минуту жизни трудную придёт в храм и там попросит помощи, то его там как минимум не оберут до нитки - а вполне может быть, что и помогут. Если рядом не будет этого храма, купол которого просто издалека видно, то по всякому может выйти. Предложение-то всё равно будет - см. выше, про свято место, которое не бывает пусто.
"Человек ушёл в секту" - это однозначно катастрофа. Человек стал воцерковленным - само по себе ничего страшного. Он будет дальше жить, работать, учиться, с родственниками общаться и т. д.
А если человек весь горит и хочет, скажем, в монастырь уйти?
А тут, во-первых, его будут скорее отговаривать, чем звать - причём даже внутри Церкви. Вот, я учился в Саратове в Физико-Техническом Лицее. И мне рассказывали случай - один из наших выпускников горячо уверовал и захотел уйти в монастырь. Но священник ему не дал на это благословения! Сказал, мол поступи в ВУЗ - вот, куда ты там хотел? На физфак? Вот на физфак и поступай. А потом, как диплом получишь, снова приходи если не передумаешь, тогда и благословлю.
Согласитесь, трудно придумать более здравый подход.
Во-вторых же, если в монастырь человек всё же уйдёт, мы по крайней мере более-менее уверены, что его оттуда выпустят, если захочет. А вот насчёт каких-нибудь поселений сект - нет, не уверены. Скорее даже уверены в обратном.

Да, ясно, что и у православных можно на неадеквата нарваться. Но тут и вероятность меньше, и справиться легче, и уйти есть куда, да и борются они всё же с неадекватами сами, внутри Церкви. См. скажем, историю с епископом Диомидом. Или вот, на днях, Патриарх разъяснил, что можно принимать молебны за людей с любыми именами. А что, раньше не принимали, спросим мы? А раньше по всякому бывало - где-то и не принимали, если имени в святцах нет. Даже отпевать отказывались. И вот Патриарх даёт это разъяснение, что, кмк, и есть проявление той самой адекватности православия. Причём тут эта адекватность не следствие того, что православие хорошо само по себе (это сторону вопроса я с самого начала вывел из рассмотрения), а следствие того, что здесь именно оно является традиционной религией. В Испании то же самое будет касаться католиков, а в Татарстане мусульман.

Традиционные религии поспокойнее. Согласитесь, и государству, и обществу это чисто прагматически выгоднее.
Пусть лучше потребность в вере удовлетворяют они, чем те, кто очень хотел бы прийти им на смену.

Ну, и последнее. У некоторых людей - вот, у меня например - именно на религии, на вере - держится вся мораль.
Да, я знаю, что не у всех так. Я это понимаю и учитываю и совершенно не склонен говорить, что всякий неверующий аморален по определению.
Но вот у меня - так. И по-моему это тоже стоит учитывать. Без религии, без веры у меня не было бы вообще никаких внутренних ограничений - ну, то есть совсем никаких, начисто. Не думаю, что с точки зрения общества и государства это было бы так уж замечательно. Вполне возможно, что я не один такой.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
С 23 августа в парке «Царицыно» пройдет Фестиваль садов, уже 7-й по счету. Тема в 2024 году – «Сады в искусстве». Посетители увидят яркие проекты садово-паркового искусства, мастер-классы и экскурсии, лекции и садовый маркет с сувенирами и растениями, а также детская программа. ...
Оригинал взят у kajaleksei в Любим, помним, скорбим  июнь 12, 2015, 16:29 Очень правильно, что этот черный день в нашей истории сделали выходным. Как немое напоминание и укор всему русскому народу. Никогда мы не должны забыть того предательства и тех предателей, ...
Ровно 50 лет назад, в июне 1971 года, принцесса Анна посетила Норвегию с официальным визитом. Основное время визита гостьей занималась глубоко беременная кронпринцесса Соня. Принцесса Марта Луиза появилась на свет примерно через 2 месяца после описываемых событий. Принцессе Анне ...
«Код да Винчи» - роман американского писателя Дэна Брауна. В 2006 режиссёр Рон Ховард поставил по нему фильм. Тема фильма – конспирологическая история о том, как некоторые церковники искажают историю церкви, занимаясь для этого подтасовками и убийствами. Причём, занимается этим в фильме ...
Цивилизации не вечны. Существует множество факторов, которые оказывают влияние на продолжительность существования цивилизации. Спустя пару десятков лет после смерти Иоанна, один из ревностных христиан по имени Монтан вычислил дату ...