О низкопоклонстве перед Западом
alex_vergin — 19.04.2024Читал статью доцента юрфака СПбГУ Ференс-Сороцкого и почувствовал себя еще (пока) не разоблаченным иноагентом:
"Необходима критическая ревизия всех позаимствованных в англосаксонском праве правовых конструкций...
Начнем с прецедента, специфического англосаксонского правового источника, претендующего на роль источника российского права вообще и российского гражданско-процессуального права в частности. Общеизвестно, что российское право исторически развилось в рамках континентальной правовой семьи, где основным правовым источником выступает закон. Также в качестве правового источника могут выступать нормативные акты исполнительной власти и даже обычай, но нет такого источника права как судебная практика. Это всегда было общепризнано.
И вдруг, как по команде, со второй половины 1990-х гг. в ученом и судейском сообществе широко заговорили о прецеденте как о таком источнике права, без которого России просто не выжить. Написал «как по команде», но, возможно, команда действительно была дана, ведь агентов влияния никто не отменял. Сербский политик Воислав Шешель еще в начале 1990-х гг. утверждал, что в Югославии действуют многочисленные иноагенты, агенты влияния Запада в научной и культурной элите, в том числе среди ученых-юристов, задача которых состояла в пропаганде западных точек зрения с целью развала Югославии. Наш президент прямо признал, что в 90-е гг. американские кураторы работали во всех ведомствах России. Помню, В. В. Ярков на одной из посвященных нотариату конференций, проводящихся в стенах нашего университета, прямо сказал, что есть интересанты в том, чтобы вытеснить традиционные для российского права конструкции и заменить их на ангосаксонские. Ведь это позволяет удобнее управлять покоренными территориями. Это характерно вообще для англичан — в своих колониях и у своих сателлитов вводить элементы британского права, в том числе прецеденты как источник права."
Дальше тоже неплохо:
"Ученые-правоведы советского периода внесли свой уникальный вклад правовую науку. Они, в лице лучших своих представителей, развили многие положения и идеи, которые отличались оригинальностью и своеобразием и не были разработаны в дореволюционную эпоху. Положительную роль в работе ученых-правоведов 1940–1980-х гг. сыграло даже слабое знакомство с современной им иностранной и дореволюционной литературой, что в советской науке было обусловлено идеологическими мотивами. Если дореволюционная цивилистическая и процессуальная наука развивалась, как указывалось выше, под сильным влиянием «западничества» и во многом перерабатывала идеи немецкой и отчасти французской доктрины на российской почве, что особенно ярко видно в работах таких несомненных корифеев дореволюционной науки, как А. Х. Гольмстен и Е. В. Васьковский, то работы ученых советской школы, особенно послевоенного поколения, оказывались, либо в силу естественной гордости от победы СССР во Второй мировой войне, которая явно излечила советских людей от увлечения «сумрачным германским гением», либо в силу непоощрения советской идеологией «низкопоклонства перед Западом», куда более оригинальными и своеобразными, как и порожденные советской правовой наукой законодательные решения во время второй советской кодификации 1960-х гг."
"Как в организме человека заболевание лишь одного органа может привести к летальному исходу, так и в системе права необоснованное введение новых принципов может привести к результату, подобному развитию маленького, но злокачественного новообразования в одном из органов человеческого тела. Достаточно напомнить, что все болезни советского права в целом и правосудия в частности были следствием всего лишь одного принципа — принципа партийного руководства государственной и общественной жизнью".
"Обоснование использования эстоппеля заключается в голословных ссылках его сторонников на общеизвестность этого принципа в странах англосаксонского права. От того, что данный принцип действует в Америке и там он вполне воспринят, вовсе не следует, что в России он приведет к подобным результатам. В США легализованы и гомосексуальные браки, и многие другие странные юридические институты, но это не значит, что их необходимо заимствовать, даже если сами американцы на этом настаивают. Так, в Великобритании дорожное движение правостороннее..."
Тут, на правостороннем движении в Великобритании, что-то внутри меня сломалось, и читать дальше я уже не смог.
|
</> |