О ненаиве
tito0107 — 19.11.2018 Ответ на задачку.Конечно же 8.
Когда смотрел эти фотографии в Фейсбуке, взгляд сразу же зацепился за нее: о, "Бубновый валет"! Еще толком не успел рассмотреть, что там изображено, а уже было ясно, кому подражает автор. Это было первое впечатление. Второе: где-то я уже это видел. Я не великий знаток Машкова, но найти первоисточник не составило труда:
Илья Машков. Русская Венера. 1914.
Почему № 8 выделяется из всех остальных? Ну, во-первых, я бы предположил, что его автор - единственный, кто имеет какое-то художественное образование. Он явно рисовал человека с натуры, и знает, как человек устроен. Да, в данном случае, он всего лишь срисовывает у Машкова, но почти все остальные тоже срисовывают и рисунки у них получаются беспомощными, в частности в отношении анатомии, в т.ч. и №2.
Вообще, по моим прикидкам, процентов 80, а то и больше "наивных" картин, созданных в 20 веке, представляют собой копии. В основном с фотографий, открыток, и с академической живописи (репродукций). Их авторов привлекает, в первую очередь, предмет изображения (пейзаж, натюрморт, обнаженная натура и т.д.), до манеры изображения, до стилистики, им нет дела: в оригинале все "как в жизни" (или "как на фотографии") и они стремятся к тому, чтобы было "как на фотографии". А уж как получается, так и получается.
А вот автору картины № 8 до стилистики очень даже есть дело, для него картина Машкова - не просто голая тётка в интерьере, а именно картина одного из самых видных бубнововалетовцев. Стиль "Бубнового валета" он и воспроизводит. По словам владельца картины, Андрея Сазонова ее можно датировать 1960-ми. Действительно, в то время и позднее, вплоть до середины 1980-х была мода на "Бубновый валет" и сезаннизм вообще. Предположил бы, что автор картины видел произведения Машкова и его товарищей не только в репродукциях, но и вживую, что не удивительно.
Первой правильный ответ дала arens:
"А мне кажется 8. От неё одной впечатление, что автор уверенно рисовал именно так как хотел. А не старался как лучше, но получилось как всегда:)".
Именно так. Авто явно мог писать и по-другому.
alexander_pavl и hotmysl предположили, что это стёб над "Бубновым валетом". Вполне возможно (действительно, смахивает на пародию), хотя для меня это не очевидно. Но здесь есть другой момент: постакадемисты начали "игру на понижение": из сложности и многообразия как натуры, так и живописных средств они выхватывают один (или несколько) аспект: колорит, линию, фактуру и это неизбежно ведет к упрощению. Наш копиист видит эту "простоту" и идет еще дальше: коники и елочки на ковре (и у Машкова не разобрать - ковер это, или картина) становятся совсем уж примитивными. И у Машкова яблоки, нарисованные на подносе почти не отличаются от настоящих яблок на блюде, а у копииста последних и вовсе нет, а нарисованные яблоки кажутся более живыми, чем цветы в вазе.
У меня остается вопрос: как быть с художниками, которые, не дойдя до нужной "кондиции" в академическом обучении, начинают подражать модернистам, от Сезанна до Поллока? Здесь таких нет, но вообще встречаются, сам знаю парочку таких. Считать их работы наивом, или нет? Или это "второе издание наива"?
|
</> |