О народовольцах и народной медицине
haspar_arnery — 02.02.2021Читаю воспоминания Николая Морозова. Не все просто было с этим "Хождением в народ". Что-то нам вбили в голову, как наивные молодые люди плохо подвязав лапти к лосинам приехали из роскошных хоромов к селянам и на смеси французского с нижегородским начали втирать мужичкам про "англицкого физика Фарадея". А те движимые стихийным монархизмом подивившись на ряжаных бар немедленно сдавали их в полицию.
Ну как всегда на деле было много косяков, однако реальность была далека от карикатуры. Во-первых далеко не все молодые люди были тепличным благородниками. Некоторые из них даже были детьми и внуками крепостных, другие долго жили в деревни кто на даче, кто в имение и народ знали прилично. К тому же в определенный момент у них появились ученики и друзья среди рабочих тянувшихся к знаниям и те обеспечили им помощь и поддержку.
Очень скоро идущие в народ поняли, что косить под чернорабочих это быть самому себе злым буратиной ибо авторитет у чернорабочего ноль, а вот представляться квалифицированным специалистом, мастером, и солиднее и для жизни удобнее.
Крестьяне же к царю батюшке и к богу относились с известным цинизмом и прагматизмом. К Александру II вообще особого уважения похоже никто не испытывал. Но с другой стороны одной это хохотать над потешными песенками, а с другой бодаться с кровавой гебней. Это и мы понимаем.
Наконец и последняя не дремала и рассылала ориентировки на агитаторов, не забывая упомянуть в рамках черного пиара, что это баре-сатанисты мечтающие вернуть крепостное право. Одним словом люди были не дурнее чем сегодня.
Но нравы тогда были на однозначные. Дальше если вы только что поели или люди чувствительные - лучше не читайте.
"... -Нельзя выпимши лезть на печь, в жару, а то «он» и совсем задушить может.
— Кто он?
— А винный дух!
— Как задушить?
— А так! Припрет под ложечку, а глотку-то у тебя судорогой сожмет, и ты начнешь задыхаться, — нет, значит, тебе дыхания.
— И это часто у вас бывает?
— Почитай, каждый год где-нибудь. Вот летом тоже один монах с именин возвращался, да так и не дошел до лавры, свалившись на дороге. Я ехал тогда с тремя односельчанами на телеге. Слезли мы, посмотрели, видим: весь синий, глаза вылезли, непременно задохнется. Сначала хотели ехать дальше. Говорим: собаке — собачья смерть! Да потом Федору жалко стало. «Надо, — говорит, — братцы, налить ему в рот, чтобы стошнило его!»
— Чего налить? — спросил я в недоумении.
Хозяин назвал мне всегда имеющееся готовое рвотное, имя которого я не буду лучше повторять.
— Ну вот мы все лили-лили ему в рот... не действует! Умрет, думаем, сейчас человек, лучше поедем подальше от греха, да тут видим идет, на счастье, другой монах. «Что, — говорит, — помирает?»
— Помирает, — отвечаем.
— Дайте-ка, — говорит, — я попробую! Ну от него, глядим, стошнило.
— Да как же, — спросил я с удивлением, — они потом в глаза друг другу смотрели?
— Что ты, родной, — укоризненно ответила мне старуха, — разве можно обижаться! Ведь не из озорства делается, а для спасения жизни. Всякий благодарен должен быть, а не обижаться!"
|
</> |