О музыке
fem_books — 24.10.2018 И ещё две новые книги о классической музыке. Одна скорее шутливая, другая серьёзная и познавательная.Несколько лет назад у нас в городе пел хор жалобщиков. Пошло это движение из Финляндии, ведь в финском языке существует идиома Valituskuoro, что так и переводится -- хор жалобщиков. У горожан собирают жалобы и на их тексты пишут песню, иногда целую ораторию. И профессиональный хор её исполняет. Текст для петербургских "жалобщиков" написала Екатерина Поспелова. Он звучал головокружительно смешно и немного грустно. Знаете, бывают весёлые-весёлые песни в миноре. Например, "трутся спиной медведи о земную ось". Или "яблочко".
"Как я выступала в опере" [АСТ, 2018]-- обратный случай, мажорная грусть. Если особенно ночью или в транспорте, не пытайтесь воображать сцены, происходящие на её страницах: как первое сентября проспали, например, или про Макса фон Пипискина, или как брат играет бессмертного бетховенского "Сурка" на заварочном чайнике, дуя в носик. Опять, опять я своим хохотом вссю квартиру перебудила. Лирическая героиня под собственным пером предстаёт вспыльчивой, но отходчивой, способной и выругаться где надо, и кулаком по столк стукнуть, не чуждой легкомыслия, впрочем, отчасти даже взбалмошной... И всё же никакого удивления не испытала, когда одна из весёлых пёстрых главок местом действия имела клинику неврозов, а тематикой -- панические атаки. Сколько же нервов сжирает прекрасная Эвтерпа. Мы пришли поразвлекаться, поаплодировать, покритиковать, а кто-то за сценой уже на грани инфаркта за сутки десять раз. Если не за гранью. Работа адова. И никакая семейная идиллия, никакая дружеская поддержка этой адовости не отменяют. Только делают более... переживабельным. Есть такое слово?
Спели и мини-оркестровую – это когда уже загримированные и красиво завитые солисты в белых халатах, чтоб не испачкать гримом одежду, проходят с дирижером самые заковыристые места партитуры. В театре это называется «ансамбль гинекологов».
Потом началось.
Лес изображали белые, полупрозрачные трубочки, свисающие несколькими планами со штанкетов, парочка из которых накануне оборвалась, и теперь мы с помрежами приматывали их на место скотчем. Наконец пришел монтировщик, отстранил нас обнажённой татуированной рукой и сказал:
– Пять человек с высшим образованием не могут один гондон привязать.
Это был, кажется, тот же, что накануне Монтеня читал.
Наконец всё потухло, из потёмок плеснул аплодисмент вышедшему дирижёру, и понеслось.
"Полчаса музыки" музыкальной журналистки и просветительницы Ляли Кандауровой [Альпина Паблишер, 2018] мне подарили с пожеланием не уставать учиться. Не случаен подзаголовок "Как понять и полюбить классику". Может быть, полюбить -- слишком громкое слово, но уж проникнуться -- это точно. Не просто кругозор расширить, галочку в молескин поставить, а вникнуть, вплавиться в тот контекст, откуда искомая классика растёт. Вот, допустим, первая часть, "Реквиемы". Здесь рассматривается реквием как жанр духовной музыки от Ренессанса до авангарда, от Йоханнеса Окегема, которого я худо-бедно слушала до Хинце, которого я не слыхала вообще никогда и никак... О, думаю, до чего идея богатая, расположить не по хронологическому принципу, а по жанровому. Как не так! Следующая часть называется "Симметрия" и исследует принцип симметричности в музыке. Бах -- подумали вы и попали в точку. А также внезапно Шопен, ещё более внезапно Хиндемит, этот, как Геббельс его обозвал и тем выдал отсутствие музыкального слуха, "шумовик [Gerauschemacher]", и наконец -- Оливье Мессиан. О, думаю, опять богатая идея, выбрать основополагающие принципы. А третья часть, именуемая "Рыбы", описывает рыбную тему в классической музыке. А четвёртая посвящена произведениям, написанным в одном году -- 1888. Урожайный был год, однако.
Из вышеизложенного понятно, время на "Полчаса музыки" я буду выбирать ежевечерне не один месяц и не два. Это мало прочесть, нужно ещё послушать, переслушать и осмыслить. Некоторые страницы проиллюстрированы забавными квадратиками QR-кодов, чтобы сразу находить нужные опусы в хорошем исполнении. Прекрасный, прекрасный подарок.
|
</> |