О моем расцерковлении
sasha-boyko — 05.05.2016 Недавно, когда я себя обнаружил, уже несколько лет вообще неходящим ни в какие храмы, начал переосмысливать свое воцерковление и церковную жизнь. И понял, что, наверное, уже последние лет 6-8 своей церковной жизни, я так сказать жил в церкви по привычке. То есть ну привычка каждое воскресенье ходить в храм, знакомые и общение тоже только там и все такое прочее. Позже, когда у меня начался духовный кризис, все эти "неправильные" и "неудобные" критические вопросы просто кричали у меня в душе, и не давали нигде покоя, я, опять же по привычке, продолжал ходить в церковь - мол, само пройдет. Ну человек же не грабли, все это волнами то наступало, то попускало, но я замечал, что с каждым разом, с каждым таким отливом, я душой все дальше и дальше от веры и церкви. Я пытался сам найти ответы на эти вопросы (человек я богословски образованный - за плечами семинария и духовная академия - кандидат богословия), пытался читать книги, обращался к верующим друзьям и знакомым, обращался к духовникам, исповедовался и причащался каждое воскресенье - но ничего не помогало.Я постепенно дрейфовал в пустыню безверия и бесцерковности. Я, как журналист, начал работать по церковным новостям, от этого стало только хуже, когда я еще ближе узнал все кухню очень многих церковных конфессий православного толка. Потом, когда я уже понял, что хочу я или нет, но с церковной жизнью покончено, на чаше весов был вопрос: верю ли я в бога? Вы не представляете какая пустыня остается у человека, в его внутреннем мире, когда он полностью "живет" в церкви, и вдруг оттуда уходит, поэтому и сложно оттуда уйти, так как кажется, что вся жизнь может быть только там - а "на Марсе" (в миру) жизни нет... Когда у меня не было никакого душевного общения, я как-то случайно открыл для себя мир классической музыки, я теперь безмерно люблю Баха и Моцарта. Так вот, Бах, именно он сохранил мою веру в бога, но не столько веру в бога, сколько веру в добро, веру в людей, веру в то, что у жизни есть смысл... Я года два не вылезал из наушников - слушал его музыку. Есть такая вещь у него - Пассакалия До-минор - я ее слушал месяца 3 к ряду. И только благодаря этой внеземной музыке, я хоть как-то остался человеком, в нормальном смысле, я не потерял, главные моральные ориентиры (ведь на церковные уже опереться нельзя было). Так прошло еще пару лет (или уже не помню сколько) но я все время пытался сохранить какую-то убежденность - мол, да, я знаю твердо, что Бог - есть, но вот что дальше? - я не знал. И только недавно я как-то вдруг понял: что да, как ни крути, но я не всегда и не во всем вижу теперь "божий промысел" или еще что. Не знаю, это как-то похоже на агностицизм Фауста:
Бог, обитающий в груди моей,
Влияет только на мое сознанье
На внешний мир, на общий ход вещей
Не простирается его влиянье
Мне тяжко от неполноты такой,
Я жизнь отверг и смерти жду с тоской
Если убрать депрессию Фауста, то я в чем-то с ним согласен. Но понял, что Бог точно не обидится, если я буду честен перед собой и перед Ним, а не буду врать себе или кому-то. Конечно, я крестил всех своих детей, а их у меня много, слава Богу:) Потому что только идиот будет отрицать, что именно христианство сформировало европейскую цивилизацию, к которой мы принадлежим. Но в целом, это картину не поменяло, мою личную картину. В каком-то промежутке у меня был момент, когда вдруг я вспомнил обо всей той гадости в церковных кругах, которой я был свидетель и это все начало лезть из меня как какой-то гной, который хочет извергнуть моя душа. Ведь я-то раньше на все эти гадости закрывал глаза, а теперь, оказывается, ничего не проходит бесследно - это дало о себе знать, и принесло "свои плоды". Например, я вспомнил во всех деталях как меня пытались совратить в свою "голубую" веру пидары в монашеских одеждах, и написал об этом очерк.
И, заметил, что мне стало значительно легче, как будто я сбросил с души огромный камень... Что я уже не несу всю, или хотя бы большую часть этого дерьма, пусть оно останется этим "мешкам дерьма" в рясах...
Вот так и произошло мое расцерковление... При этом, культорологическое, социальное, журналисткое, религеведческое, философское и еще какое там понимание церкви и религии как значимых феноменов осталось. Я обожаю подражание псалмам Шевченко (считаю, что псалмы в Библии - самая человеская часть - потому что там про то, что у всех людей: горе, тоска, радость, жизнь вообще), могу почитать Аверинцева, люблю петь в церковном хоре и церковное пение очень люблю, но вот как говорится любовь к церкви - ушла.
|
</> |