О местном фэнтези. Полумысль.

Тривиальный и многажды предлагаемый "наш ответ Чемберлену" в сфере фэнтези звучит как "давайте играть за орков". Мол, если "они там" орков боятся, то напялим их личину, поедим эльфийского мясца и всё такое, насоздаём культур-продуктов, славящих всяческих чёрных и иных властелинов... не менее тривиально возражение, что издержки имиджа, на который сотни небесталанных авторов срут десятки лет, купно с потенциальным барьером по раскрутке оного культур-продукта приведут к тем же результатам, что и плевание в потолок. Гравитацию никто не отменял. А личина и прирасти может.
При чём здесь моё возмущение уровнем оперативного искусства сил добра? А при том, что, пораскинув скудным своим умишком, я сообразил, что западному человеку вот этот момент - штурм города - неинтересно понимать. Смотреть - да, интересно. Конники, слоники, тыщь-дыдыщь, уря-а-а. Затем я вспомнил, что, если уж клятая буржуазная фабрика грёз хочет что-то изобразить достоверно, то она это изображает. А если она не хочет что-то изображать достоверно, то не изображает. "Авторскому коллективу известно, что взрывы в космосе не слышны", и это намеренный отказ. Другому авторскому коллективу на десять минут работы найти нормальный фасон военной формы страшных Soviets, но на экране мы видим нечто жуткое, в пилотке на ушах с подбородочным ремнём. И есть мнение, что на эту жуть затрачено несколько более десяти минут.
Иными словами, если дивный белый город в фильме проё...н по-тупому, то западному человеку реально пофиг, что силы добра в фильме по LotR прое...ли город. У них в сюжете иные приоритеты, а город - так, спецэффектов навтыкать. А мне не пофиг, я возмущаюсь.
Продолжил думать, перебирая произведения западных мэтров, - не самых-самых, у тех-то как раз многие фишки не догма, а руководство к действию, а таких, второго ряда - и сделал вывод, что вообще-то огромная часть сюжетов мэйнстримной фэнтези немыслима без бэкграунда, который можно свести к противостоянию системы городов (вариант: небольших государств типа "столица+неважные деревни") и одного или нескольких баронов (драконов, магов, богов, чёрных властелинов и прочей братии).
"Система" в данном случае не обязательно "союз" или "альянс" - это именно система, включающая самые разные отношения, в том числе и антагонизм. Зато бароны всегда бароны - в труднодоступной местности со своими сервами сидят и строят козни, а потом собирают армию и приходят установить свою власть.
Понятно, что это калька с европейской истории известного времени, когда полисы там прежде всего были местом, где простой человек мог со стены показать голую жопу отморозкам местных паханов в рыцарском звании. Или, выражаясь умно, города были в первую очередь точками административного сопротивления. Местами, куда железному кулаку синьора хода не было. Сигнал не проходил.
Однако у нас в то же время дела обстояли несколько иначе. На Руси и в Московском царстве города в первую и главную очередь были административными центрами - там власть со своим железным кулаком и сидела, оттуда отморозки в рассуждении налогообложения и выползали. Или, в том же понятии, город на Руси был генератором административных сигналов, а не их демпфером.
Отмечу, что а) различие главного приоритета градоустроения не означает каких-то фатальных различий в самом градоустроении... и там, и там торговля, ремёсла, развлечения - город, он и есть город; и б) я полагаю эту разницу приоритетов обусловленной вполне материальными причинами. "Ресурсы", климат и география.
Однако из разницы приоритетов следует разница отношений к потере города, к его захвату неприятелем. Для европейца это ни в коем случае не приход северного пушистого зверька. Это просто некое имущество перешло из рук в руки. Можно уехать в другой город (система городов, ага), можно надеяться на то, что в итоге противостояние всё-таки будет выиграно "своими" на ином участке фронта, который окажется ключевым: скажем, вон то карликовое чудо природы доберётся и бросит кольцо в жерло вулкана.
У нас... не слишком крупный по европейским меркам гевалт в Москве (я про выходки Шуйского говорю) раскрутил Смутное время; двумя столетиями позже сколько народу в Бородинской битве положили, чтобы Москву без боя не сдать. А те же французы... айн, цвай, и Париж - открытый город в 1940-м. После чего свободный народ стал ждать де Голля, заливая горе красненьким.
То есть в России сдача города, сдача административного центра, в отличие от Европы - действительно больно. Так нас научили, причём на практике.
Мне сугубо фиолетово, какое отношение лучше, и где люди добрее и свободолюбивее. Я просто отмечаю, что бэкграунд для локального фэнтези кроится по иным распоняткам, которые могли бы стать отличительным признаком посильнее орочьей хари под лейблом "хорошие".
Скажем, узловой точкой сюжета становится не артефакт, а локация - и мир должен быть таким, чтобы в нём были не "единственные кольца", а "единственные места", стремление к которым или от которых и составляют мотивацию персонажей. Равно и "партия приключенцев", шарящаяся за артефактом, уступает место пучку сюжетных линий для персонажей, находящихся в тех или иных отношениях с локацией... а это уже не поход РДГ за линию фронта, а скорее детектив или шпионский роман.
Хватит пока, ибо скороспело. Буду думать дальше.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.