­
­

О масле

топ 100 блогов Сообщество «Общественное движение "Совесть"»08.02.2015


Старуха 81 года от роду украла 3 пачки масла. Или не украла. Нет, пусть уж будет так – украла. Ценой – 5 долларов. Или сколько там сейчас по курсу. Ее поймали и отвезли в полицию. Там она и умерла. От инфаркта. Как раньше говорили – от разрыва сердца.

Что должно было бы происходить в этом случае в нормальном обществе?

Ну, прежде всего, этого в нормальном обществе происходить не могло бы вовсе. Прожиточный минимум в нормальном обществе не устанавливают в 100 долларов. Пенсии в 400 долларов в нормальном обществе не считают большими. А у старухи была большая – 400 долларов. Соседи вот удивляются – чего это она от такого богатства пустилась воровать? Ну, а еще в нормальном обществе не хватают старух (да, и молодух) из-за пяти долларов. И так далее.

А что делают или должны делать в нормальном обществе при обнаружении такой кражи? Вызывать социальную службу и накручивать ей хвост: что же это вы доводите стариков до того, что им воровать приходится? А со старухой что делает владелец магазина, если он, конечно, нормальный человек? Да, дарит ей это масло. А впридачу - и ваучер на 100 долларов: покупай, бабушка, что тебе нужно. Или просто – те же 100 долларов. Кэшем. В эквиваленте. По курсу Центрального Банка России.

Ну, а если все-таки случилось то, что случилось? Что делает нормальное общество? Полный бойкот магазину и владельцу – ни одного покупателя. Портреты во всех газетах – герой на всю жизнь: забудь про бизнес. Отставка всего руководства полиции. И широкая известность всем остальным участникам истории. Старуху ведь убивали группой – кассиры, охранники, полицейские, кто там еще...

Что делает наше общество? Первое – не замечает. Старухой больше, старухой меньше. И вообще, с воровством надо бороться. Одна старушка – 5 долларов, другая... А в масштабах страны? Все как в том анекдоте: "Что ж ты за двадцать копеек старушку убил. – А что? Пять старушек – рупь". Помните?

Но "не замечает" здесь еще не самое страшное. Самое страшное – то, о чем говорят заметившие.

А говорят они о том, что воровать нехорошо. Что к охранникам и полицейским никаких претензий быть не может – они действовали строго по инструкции: надо и воровство пресекать, и личность преступника устанавливать. И вообще на этих старух никакого масла не напасешься. Что старушка вовсе блокадницей не была. (Вот что здесь важно, оказывается.) И даже – что фамилия у старушки не "славянская".

В чем тут дело? Мы стали совсем нелюдьми? В душе не осталось ни жалости, ни сочувствия, ни чувства должного? Да, нет – дело не в этом. Всё это осталось. В каких-то количествах. Не слишком больших. Так, ведь и было немного. Я помню в Москве одиноких старух с пенсией в тридцать рублей. Не в сто тридцать – в тридцать. С голоду они не умирали, но жизнью это тоже назвать было трудно. И ничего – общество наше советское не сильно переживало. Но чувствовало себя все же не совсем хорошо. Примерно как и сейчас.

Нет, здесь другое. На жалость сверху оделись наши представления о жизни. И во многом – представления новые. Частная собственность священна. Воровать плохо. Закон превыше всего. Закон один для всех. И так далее.

Это всё столпы цивилизованного общества. Любой раздемократичный демократ готов порвать рубаху за эти принципы. И поэтому и в случае со старухой, убитой этими принципами материализованными и ожившими, слов у многих просто не находится. Ведь всё было строго по закону. Украла? – Украла. Ну, и дальше – всё, как прописано. И крутятся разговоры только вокруг того, не было ли все же здесь нарушения закона? А может она хотела заплатить, а ей не дали? Как будто это на что-то влияет.

Подзапутались мы с этими нашими демократическими принципами – вот что я вам скажу, дорогие мои друзья. Что "Не укради" запомнили, а что значит "Не укради" не уяснили. И от того, совершенно мы не понимаем, кто у нас ворует, а кто не ворует. Я вот вам сейчас скажу, что это значит, только вам это ОЧЕНЬ не понравится.

Ворует тот, кто берет СЕБЕ не то, что ему необходимо, а берет себе ЛИШНЕЕ, то, что ему не нужно. И здесь неважно, делает ли он это по закону или против закона. Законы-то пишут сильные мира сего. А они ведь и есть главные воры.

Любители схоластики бросятся здесь рассуждать о том, что – лишнее, а что – нелишнее, и кто это определяет. Только всё это в данном случае – трёп, попытка уйти от главного. Есть случаи, где с этими вопросами нужно разбираться, и есть методы, как с этими вопросами разбираться по уму. Но всё это сейчас не по теме. Потому что есть масса случаев, когда огромные деньги заработаны не только по закону, но и просто-таки праведным трудом. И всё-таки определенные формы владения этими деньгами – воровство.

Потому что здесь вообще неважно, как деньги ЗАРАБОТАНЫ. Важно – как они ТРАТЯТСЯ. Если коррупционер добыл себе миллиард и рачительно тратит этот миллиард на развитие образования в своем городе, а сам живет в однокомнатной квартире и ездит на "Жигулях" (вы представляете себе такого коррупционера?), то этот коррупционер не вор. А если изобретатель на деньги, вырученные от продажи патента, строит себе дворец с золотым унитазом, то он – вор. А вот когда голодный крадет хлеб – то он не вор.

Непривычно? Непривычно. Но это именно так.

Среди нашей, интеллигентской мифологии есть такой мифологема: "Надо стремиться не к тому, чтобы не было богатых, а к тому, чтобы не было бедных". Вообще-то она была бы правдой, если бы не одно "но". Чтобы не было бедных, не должно быть и богатых. Это закон сохранения: если у одного есть лишнее, то у другого не будет необходимого.

Страшно не хочется с этим соглашаться. Ведь рушится годами выстраиваемая картина мира. Социализм – плохо, капитализм – хорошо. Экономическая свобода – хорошо. Законы – хорошо. И так далее.

Но согласиться придется. Ведь убитая этими принципами старушка – просто символ. Мы огромный кусок страны и народа этими максимами убиваем.

Что автор предлагает? Обратно в социализм? В казарму?

Ни в коем случае. Только вперед. И уж точно – не в социалистическую казарму.

Но говорить подробней о том, как нам сделать так, чтобы не было бедных, сейчас рано. Нам сначала нужно понять базисные принципы будущего общества. Один из них, и один из важнейших для экономики – "Нет – золотым унитазам".

Это отнюдь не "уравниловка". Это другое.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
История литературной жизни России отмечены особым интересом к заимствованиям, в том числе и к заимствованиям в грубых формах плагиата. В литературном воровстве современники обвиняли А. Волынского, К. Бальмонта, А. Ремизова, Ф. Сологуба, Н. Клюева и многих других авторов. «В литературном ...
Жизнь удивительна. Сейчас молодая женщина купила шар из фольги #люблю и еще три латексных шарика для полноты композиции.  Я уже говорил, что не умею молча работать :) ...
                   Сегодня про самое важное напишу. Нет, не про деньги, как некоторые сразу подумали. А про чувства. Деньги-то есть не далеко у всех, а чувствами наделен каждый.   Причем часто в ...
Извенити шо к вам обращаюся! Сами мы не месные, с роднова балота оккупацыонная одменестрацыя выгнала, такшто типерь придется срать наполнять контентом это балото. Вот значет, сёдни я препорковался перепердикулярно по разметке на бесплатной порковке у митро и биззоботно так поэхал работ ...
Захотелось опубликовать отдельным постом, т.к. было несколько не совсем верных комментариев. По крайней мере, мне так кажется.1) Ингредиенты для тажина часто проходят предварительную подготовку. Например, мясо обжаривается или отваривается в ...