О лицемерии общества и квадратных уравнениях
boldogg — 16.12.2025
В продолжение темы про образование, про наличие/отсутствие в нём
проблем.Вот, знаете же эту присказку, что каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет?
Так вот с образованием точно то же самое. Общество имеет то образование, которое заслуживает.
И если общество, к примеру, лицемерно, склонно повторять благоглупости и шикать на тех, кто хотя бы осторожно пытается реальную ситуацию обсуждать - что ж, у этого общества будут проблемы в том числе и с образованием. Причём эти проблемы нельзя будет решить - поскольку чтобы их решить, нужно их хотя бы осознать для начала, честно описать - а это невозможно. Поскольку - см. выше - общество лицемерно. Общество не готово услышать правду - а потом ужасно обижается, что ему, значит, врут.
И дальше будут врать.
Специалисты просто не станут описывать ситуацию честно. Поскольку как только какой Василь Иваныч попробует - на него моментально обрушится общественное негодование. "Что? Только 1-2% детей к концу школы знают математику в должном объёме? Так это ты и виноват, что не знают, ты не научил! Что? Все не знают? А с чего ты взял? Ты за всех не говори! Вот у Марь Иванны знают, видите, Марь Иванна кивает - у неё знают."
Ну, ок. Тогда и у Василь Иваныча дети знают математику. Что он, враг себе что ли.
А уважаемое общество в следующий раз когда захочет понять, что уж такое плохое образование (а также медицина, полиция и далее по списку вплоть до животноводства) может просто подойти к зеркалу и посмотреть на причину этого. То есть буквально так, я серьёзно. Конкретный человек, который реакцию такого типа выдаёт (а реакцию такого типа выдают 9 из 10) может на себя посмотреть и увидеть причину проблем с образованием. А также с медициной, полицией и далее по списку вплоть до животноводства).
Знаете в чём самая суть бурного негодования по поводу ЕГЭ?
ЕГЭ с 14-го года проводят довольно честно.
И он реальную ситуацию приоткрыл.
Я до сих пор диву даюсь, как на это решились-то и как до сих пор дорогому обществу не удалось это безобразие прекратить.
Вот давайте я вам расскажу одну интересную вещь примера ради.
О том, как в школе объясняют квадратные уравнения.
Расскажу в форме художественного произведения. Будем считать это таким рассказом.
Итак. Рассказ.
"Повесть Василь Иваныча о том, как в школе решают квадратные уравнения, поведанная им друзьям и родственникам во время застолья под Новый Год."
- Я, дорогие мои, когда был совсем юный и наивный, пытался всё делать, как положено.
Вот, к примеру, квадратное уравнение. Формула корней через дискриминант. Наверное кто-то из вас до сих пор это помнит - а уж если учеников 10-го класса спросить, то помнят все. Постоянно используется же, как не помнить. Но спросить у тех же учеников 10-го класса - а как она выводится, эта формула. Так вот могу вам сказать - в обычном классе не сможет её вывести никто. Ровно никто. Ни один человек. Я в разных школах работал, с самыми разными классами, после самых разных учителей - и совершенно уверенно вам говорю - в обычном классе - никто. 0 человек. Ну, может быть 0,1. На десять классов найдётся какой-нибудь один уникум.
Более того. Если спросить у детей - а вам вообще давали этот вывод? Объясняли откуда берётся формула корней, как она получена? Примерно одному из десяти объясняли. Ещё раз отмечу - в самых разных школах я работал, с самыми разными классами, с учениками, пришедшими от десятков разных учителей. Статистика именно такая с высокой точностью. Девяти ученикам из десяти даже не пробовали эти формулы вывести, просто дали готовые. Но почему?? Почему негодные учителя не выводят эти формулы? Разве не понимают, что так нельзя - если сами такие тупые, ну, пусть в книжках по методике почитают! Формула без вывода - это вообще не математика, так просто нельзя! А главное - там и вывод-то несложный, в чём проблема его детям показать? А лучше даже не показать, а помочь и направить, чтобы они вывели сами...
А я вам расскажу, почему.
Я, когда был совсем юный и наивный, пробовал делать всё, как положено.
И вот, урок по теме квадратное уравнение. Я начинаю объяснять вывод формулы и в начале урока вижу - у всего класса глаза ясные, дети слушают, пытаются понять. И по ходу объяснения эти глаза начинают гаснуть. Одна пара за другой. Это на самом деле очень хорошо заметно для учителя. Им сложно. Они один за другим теряют нить. Я стараюсь как-то удержать понимание, где-то повторить, где-то на простом примере показать, несколько раз повторяю, чтобы если что непонятно сразу спрашивали, не стеснялись (да они и не стесняются, не первый раз со мной дело имеют, знают уже, что мне реально можно задавать такие вопросы, я не агрюсь, а объясню подробнее). В итоге даже кое-что удаётся и мы всё же формулу выводим на доске. Но к концу урока не погасших глаз - одна-две пары. Это те, кто в итоге всё же так-сяк поняли. Остальные - нет. А ведь я очень старался. Реально, очень. Ну, ок, может быть я плохой учитель. Но итог-то какой? Потратили весь урок. Дети вышли с урока с ощущением, что это какой-то полный трэш, ничего не понятно, квадратное уравнение это безумно сложно. Зато всё, как положено.
В следующем году с более слабым классом я иду на педагогическое преступление. И объясняю квадратное уравнение так: "Вот, смотрите, дети. Есть такие уравнения, называются квадратные. Они имеют такой вид: а икс квадрат плюс бэ икс плюс ц равно нулю" - лица детей начинают было скисать при виде стольких букв без единой цифры но я не теряю инициативы:
- Вот, например. Два икс квадрат, плюс три икс минус пять равно нулю. Чему здесь равно а? Маша?
- Два.
- Да. А чему равно бэ? Инга?
- Три.
- Верно. А цэ? Петя?
- Пять.
- Минус пять. Если у нас в формуле плюс, а в примере минус пять, то значит мы прибавляем число минус пять... - лица снова скучнеют, - так, короче говоря, смотрим чему равна какая буква с учётом знака. Вот ещё пример. Икс квадрат минус три икс плюс два равно нулю. Чему равно а? Ответ по поднятной руке.
...
Робко поднимается одна рука.
- Нулю?
- Не. Если бы нулю, то икс квадрат умножался бы на 0 и его бы вообще не было. А на какое число умножается икс квадрат, чтобы так и остался икс квадрат? Какое число мы не пишем, если на него умножать?
- На один.
- Значит чему а равно?
- Один!
- Верно!
..........
Ещё несколько таких примеров и весь класс уверенно находит а, бэ и цэ - и положительные, и отрицательные, и единицы, и нули и не путается, если изначально не тот порядок слагаемых. Прошло минут 20 от урока.
- А теперь формула. Смотрите, решаем в два шага. Первый шаг, это нужно найти Д. Называется дискриминант. Д равн бэ квадрат минус четыре а цэ. Ситаем Д для первого примера. Для второго. Для пятого. Все считают, глаза ясные у всех (кроме Димы, но Дима это отдельная песня). У всех получается - даже и со знаками не путаемся и с нулями, всё реально получается.
- А теперь второй шаг. Вот формула для корней уравнения. Да, у него два корня будет. Обозначаем икс один и икс два. Вот сюда подставляем дискриминант...
......
К концу урока весь класс умеет решать квадратное уравнение. И дети выходят из кабинета с ощущением, что норм, что не так уж трудно.
А я остаюсь за столом с ощущением, что совершил педагогическое преступление. Что ну, нельзя же так. Что это не математика. Но... но... Но блин! Но я же пробовал иначе, знаю, что получается, а этот-то класс ещё и намного слабее! Ну, делал бы я, как положено, вообще бы ничего не поняли.
И тут подаёт голос тёща Василь Иваныча, Маргарита Петровна:
- А вот они потому у вас ничего и не понимают, что вы так объясняете!
- Но, Маргарита Петровна, я ж говорю - потом сколько лет работал, везде так.
- Не везде! Не знаю, где ты там работал, а вот в наши времена...
Василь Иванычу очень хочется предложить Маргарите Петровне показать. как её научили в те времена и вывести формулу корней квадратного уравнения прямо здесь и сейчас. в конце концов - образование это ведь то, что остаётся в голове человека к тому моменту, как образование завершено. Но, конечно, Василь Иваныч решает не обострять. Поэтому поговорить о том, в чём же на самом деле проблема, почему дети не понимают. должны ли они понимать, все ли должны, зачем должны, что для этого нужно и во что это обществу обойдётся - нет, поговорить обо всём этом сегодня не получится. И завтра не получится тоже. Зато Маргарита Петровна очень довольна собой!"
И напоследок у меня прям вот вопрос есть.
Вот лично вы, о читающий эти строки.
Я вас прямо прошу.
Не постесняйтесь, проголосуйте пожалуйста в опросе - только честно.
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Старший сын князя Монако и его мама
17 декабря 1937 года были убиты православные подвижницы — Кира Оболенская и
Зачем нужны черные точки на лобовом стекле?
Чудеса и приключения № 5\6/1993
С сайта Минюста США исчезли по меньшей мере 16 файлов по делу Эпштейна
[Канал Нагао] Рак и ИВЕ Гость: доктор Кадзунори Фукуда (директор Токийской
Национальный музей Судана изнутри
МИР В СЕРДЦЕ

