О лекции Романа Григорьева. Альбрехт Дюрер


Фамилия отца первоначально была Айтоши Ajtósi, слово это происходит от названия его родного села и связано с дверью - то ли дверь, то ли дверной, то ли швейцар; папа, попутешествовав по Нидерландам, поселился в Германии, перевел свою фамилию на немецкий и у него получилось Türer, а на франкском диалекте - Dürer. В Нюрнберге он поселился у ювелира Хольпера, и его дочь Барбара стала его женой. То есть А.Дюрер-младший мог бы, по мечтаниям отца, стать потомственным ювелиром по обеим линиям.
Изучать творческий путь Дюрера относительно удобно: он последовательно подписывал свои работы, вел дневники, писал много писем, трактаты, то есть оставил множество документов о своей жизни. О Дюрере-живописце, Дюрере-гравёре и Дюрере-рисовальщике можно читать по отдельной лекции, настолько огромно его наследие.
Мастерство ювелира и мастерство художника в те времена в тех краях ценилось в равной мере; Альбрехт Дюрер-старший создал вот такой автопортрет (хранится в Альбертине в Вене, 1486, серебряный карандаш по грунтованной бумаге, коррекция кистью):

Техника работы серебряным карандашом (серебряной иглой, заточенным и помещенным в держатель кусочком серебра) весьма трудоемкая и почти не оставляет возможности исправлений, иными словами, работа художника в прямом смысле должна быть ювелирной.


А это портрет папы, выполненный сыном в 1497 году (липовая доска, масло, галерея Уффици, Флоренция) и мамы (1490, дубовая доска, Национальный музей, Нюрнберг). Сын очень любил и почитал родителей, но сумел убедить отца отказаться от мечты, что сын продолжит семейное ремесло.
При сопоставлении автопортрета отца и портрета отца Дюрера-младшего, бросается в глаза разница концепций. Отец и ранний Дюрер-сын писали портреты, не глядящие на зрителя, в портрете же отца здесь один из новаторских приемов эпохи Ренессанса - взгляд портретируемого направлен к зрителю.
Портрет матери спустя 24 года, незадолго до смерти: [email protected]" target="_blank" rel="nofollow">

Женщина потеряла 15 из рожденных 18 детей (выжило три мальчика, Альбрехт - младший из них), а два года назад - мужа, за год до смерти она тяжело заболела.
Миф об особенно любви Рембрандта к изображению стариков здесь полностью развенчивается. Стариков писали много и до Рембрандта, писали тщательно, не приукрашивая, при всей любви к изображаемым.
Чтобы лучше понять обстановку, в которой формировалась и развивалась творческая жизнь художника, можно сопоставить годы жизни его современников:
Дионисий около 1450-1520
Леонардо 1452-1519
Лукас Кранах 1472-1553
Микеланджело 1475-1564
Джорджоне 1477-1510
Рафаэль 1483-1520
Тициан 1488-1576
Лукас ван Лейден 1494-1533
Все исследователи творчества Дюрера отмечают, что ему повезло родиться в век расцвета изобразительного искусства. Но ему повезло и со знакомствами. Его крестным был никто иной, как Антон Кобергер, владелец крупнейшей в Европе типографии (к 1500 году издал около 250 книг), книготорговой компании, двух бумажных мельниц и сети филиалов по всей Европе (Париж, Венеция, Лион, Вена). То есть у него был гигантский холдинг, и именно у него крёстный сын напечатал свой ксилографический "Апокалипсис". О бумажных мельницах и тогдашней технологии производства бумаги Роман Григорьев невероятно интересно в течение чуть ли не четверти часа рассказывал на прошлогодней лекции, но на этот раз он о ней не распространялся. Именно Кобергер заметил необычайные способности крестника и привел его в мастерскую художника Михаэля Вольгемута.
Второе важное знакомство было с семейством Пиркхаймеров. Дюрер-отец поначалу снимал жилье у юриста и дипломата Иоганна Пиркхаймера и затем подружился с ним семьями. Альбрехт-сын всю жизнь тесно общался с Виллибальдом Пиркхаймером (Willibald Pirckheimer) - ученым-гуманистом, переводчиком с древних языков, лидером интенсивной культурной жизни Нюрнберга.


В.Пиркхаймер, работа Дюрера. - А. Кобергер.
Одной из важнейших работ Антона Кобергера как издателя была Всемирная хроника Шеделя. Построенное по принципу «Всемирных хроник», начинавших своё повествование от сотворения мира и до сегодняшнего дня и деливших всю историю на семь «возрастов мира», сочинение нюрнбергского врача Гартмана Шеделя отличается широким охватом материала и упоминаниями о современных открытиях. Между шестым возрастом, нашим временем, и седьмым, Страшным судом, оставлено несколько пустых листов, чтобы владельцы сами могли вписать самые важные события. Последнее событие, упоминаемое в хронике — венчание в Риме лавровым венком немецкого поэта Конрада Цельтиса — произошло за месяц до издания. Если бы издание задержалось ещё на несколько месяцев, то последним событием хроники могло бы стать известие о путешествии Христофора Колумба. Частью книги является детальное описание Германии и карта мира.

Строительство Ноева ковчега. Хроника Шеделя
«Шеделевская хроника» — самое богато иллюстрированное издание XV века. Антон Кобергер задумал создать роскошную книгу как для образованной элиты, так и для широкой публики. Её украшают около двух тысяч сюжетов, представляющих виды городов, портреты исторических деятелей, эпизоды из жизни святых, астрономические явления, реальные и легендарные события. Гравюры были созданы в мастерской нюрнбергских художников Михаэля Вольгемута, учителя Альбрехта Дюрера, и Вильгельма Плейденвурфа, имена которых упоминаются в колофоне, что подчеркивало новую роль художника в создании книжной иллюстрации, до того анонимной.

Панорама Нюрнберга из Шеделевских хроник.
Панораму Нюрнберга Роман Григорьев рассмотрел с нами подробно. Он указал на то, что вне стен города очень подробно изображается жизнь горожан, например, виселица, символизирующая Голгофу, почтальон на лошади и другие приметы. Затем он сказал, что те города, в которых Кобергер и его земляки не бывали, изображены условно. Так, изображение Вероны, Мантуи, Перуджи, Неаполя, Дамаска идентичны, Марсель, Трир и Никея также, Александрия и Павия тож, и т.д.




Еще больше не повезло папам: 198 пап иллюстрированы оттисками с 28 деревянных досок, 224 короля изображены при помощи 44 досок. Общее количество иллюстраций 1809, при этом использованы 642 ксилографии. Но это не снижает ценности книги. 12 июля 1493 года вышло латинское издание, в декабре того же года появился немецкий перевод. Издание книги заняло два года и появилось в двух с половиной тысячах копий.
Хотя основными художниками, работавшими над Всемирными хрониками Шеделя значились Михаэль Вольгемут и Вильгельм Плейденвурф, в создании ксилографий вместе с другими подмастерьями активное участие принимал юный ученик Вольгемута - Альбрехт Дюрер-сын, сразу отличившийся тщательностью и способностями.

Михаэль Вольгемут. Работа А. Дюрера-сына, 1516. Дерево, масло, темпера. Нюрнбергский национальный музей.
Годы странствий. В 1490-1494 годах Дюрер предпринимает свое первое путешествие (Германия, Швейцария, возможно, Нидерланды). Он хотел учиться у знаменитого гравера Мартина Шонгауэра. Шонгауэр был известен и в Германии, и в Италии: в Германии его прозвищем было Schwab, а в Италии Buonmartino. К сожалению, Шонгауэр скончался перед самым приездом Альбрехта. Его интересовала техника резцовой гравюры на меди; к счастью, в Кольмаре юношу приняли братья Шонгауэра и он смог перенять приемы мастера. Дюрер копировал и коллекционировал гравюры Шонгауэра. Примером изумительной работы Мартина Шонгауэра может служить, возможно, первый европейский натюрморт в гравюре, "Кадило".

Мартин Шонгауэр. Кадило
Тонкость работы поражает, сколько ни увеличивай изображение. Также обращает на себя внимание разнообразие приемов передачи текстуры поверхностей. Кстати, тут заметно, что уже Шонгауэр подписывал свои гравюры. Самая знаменитая из них - Смерть Девы Марии (Успение Богородицы), 1470-74 гг.


Автопортрет с чертополохом. Пергамент на доске, масло, 1493. Предполагается, что здесь Дюрер-сын уподобляет себя сыну Божьему: чертополох - символ страстей Христовых.

Муж скорбей. 1493-94. Роман Григорьев показывал нам задники некоторых картин. Там очень красивые цветовые мазки, прямо абстракционизм. Жаль, что я не могу найти эти изображения в интернете, они очень красивы. Вообще писать и спереди, и сзади доски было принято, и доски рассматривались с обеих сторон. Но вот несколько задников в стиле абстракционизма - они очень впечатляют.
Большое значение в творчестве Дюрера имеют иллюстрации к изданию "Корабля дураков" Себастьяна Брандта в технике ксилографии. К нему он приступил по возвращении из Базеля от брата Шонгауэра.


7 июля 1494 года Дюрер вернулся в Нюрнберг и вскоре женился на дочери друга своего отца, медника, музыканта и механика, Агнессе Фрей. Дюреры породнились с семьёй, занимавшей в Нюрнберге более высокое положение: Ханс Фрей, владелец мастерской по изготовлению точных инструментов, был членом Большого Совета города, а мать Агнес происходила из обедневшего дворянского рода. С женитьбой повысился социальный статус Дюрера — теперь он имел право завести собственное дело. Жену, выбранную ему отцом, он не любил и, возможно, с ней не жил, детей у них не было. Достоверно известно, что Дюрер был бисексуал и что мужское и женское тело было для него одинаково прекрасным. О его любовнике Пиркхаймере хорошо известно и их переписка полна неприличных для ушей благонравных девиц выражений. В ранних рукописных набросках написанной Дюрером Книги о живописи (вторая часть предисловия) читаем:
Во-первых, чтобы мальчик воспитывался в страхе божьем и молил бы бога своею милостью даровать ему остроту ума и почитал бы Бога.
Во-вторых, о том, чтобы он соблюдал меру в еде и питье, а также во сне.
В-третьих, чтобы он жил в хорошем доме, и чтобы ничто ему не мешало.
В-четвертых, чтобы его оберегали от женщин, и он не жил бы вместе с ними, чтобы он их не видел и не прикасался бы к ним и остерегался бы всего нечистого. Ничто так не ослабляет ум, как нечистота.

Дюрер. Четыре ведьмы.
Жену Альбрехт рассматривал как торгового агента. Постоянно посылал ее продавать его гравюры и пенял, что она за них выручила мало денег. Впрочем, свою мать он также гонял на рынок продавать его гравюры. Во второй половине XV века гравюра становится товаром, свободно продающимся на рынке. Агнес продает гравюры на еженедельных ярмарках в Нюрнберге, по письменным источникам мы знаем, что она ездила как арт-дилер мужа на ярмарки во Франкфурт и Лейпциг, например, в 1506 году.


Отрицательное отношение к женщине было в те времена в порядке вещей. Так, первая изданная Антоном Кобергером книга в 1472 был трактат Альбрехта ван Эйба и называлась "Книга о супружестве, или О том, должен ли мужчина сочетаться браком с женщиной или нет”.
В 1498 году Дюрер знакомится с работами Андреа Монтеньи, копирует их и создает собственную работу "Морское чудовище". Отметив, что она является в некотором смысле парафразом работы Андреа Мантенья "Битва морских чудовищ", он обратил наше внимание на невероятный прогресс техники резца.
[email protected]" target="_blank" rel="nofollow">

Он задал нам вопрос, не удивляет ли нас что-либо в сюжете. Например, муж там воздевает руки вверх или страж, одетый в восточную одежду, что ему стоит преодолеть столь узкую реку. Или томный, утомленный ласками (?) взгляд красавицы, с презрением смотрящей в сторону мужа (стража) и ничуть не сопротивляющейся похищению. Или изумительный по красоте пейзаж: облака, море, река, гора, город на горе (крепость), скалы, деревья, купальщицы, чудовище...

"Панорама Инсбрука". 1495, Бумага, акварель. Впервые видим здесь отражение в воде.

Европейскую известность Дюреру принесли 15 работ для книги "Апокалипсис".

Также мы увидели несколько автопортретов. Автопортрет в возрасте 28 лет считается самым сложным. Он обращает на себя внимание своим сходством с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа — симметрия композиции, краски тёмных тонов, поворот анфас и рука, поднятая к середине груди, как бы в жесте благословения. Надписи на чёрном фоне по обе стороны от Дюрера как бы парят в пространстве, подчёркивая символизм портрета. Вообще говоря, так изображать себя было просто кощунством.

Считается, что для образа Святой Анны Дюрер использовал свою жену Агнес.

Остановился лектор на "Мадонне с обезьяной". Обезьяна символ греха, похоти, обжорства, жадности, а обезьяна у ног Мадонны - это усмиренный грех, нейтрализованный.

Поразительна тщательность изображения замка на острове.

В заключение Роман Григорьев показал нам феноменальную по реалистичности акварель "Кусок дёрна" (1503). Он спросил нас, с натуры ли сделан рисунок, и намекнул, что этого не может быть: ракурс взят настолько низкий, что рисовать это с натуры невозможно. (Но если принять во внимание несколько обнаженных корней растений, то можно предположить, что художник смотрел на поверхность земли из небольшого оврага, где произошел сход части почвы). Ботаники установили, что здесь изображены следующие травы: ежа, подорожник, вероника, тысячелистник, маргаритка и одуванчик.

Вы спросите - а как же "Заяц", "Адам и Ева", "Меланхолия", "Рыцарь, смерть и дьявол"? Невозможно в одном посте рассказать о двух лекциях Романа Григорьева и даже об одной. Поэтому я вас просто приглашаю посещать их. Кто может.
Ах да, в начале лекции докладчик для затравки и привлечения внимания лектор показал работу Дюрера-младшего "Плачущий ангелочек":

а также привел некоторые цифровые значения - почем нынче идут работы Дюрера. Те, которые еще не висят в музеях.
|
</> |