О конкуренции падающих экономик
a-nalgin — 25.04.2015О России западная пресса пишет с раздражением, переходящим в удивление. Об Украине - с сочувствием, переходящим в разочарование. Вот несколько цитат из недавнего The Economist.
Ещё совсем недавно финансы как России, так и Украины выглядели крайне ненадёжно. Но теперь положение одной из этих стран заметно улучшилось. И, что самое поразительное успешнее оказалась не та страна, которой Запад предоставил финансовую помощь в размере 2 млрд. долларов, а тот самый экспортёр нефти, которую он обложил санкциями.
В конце 2014 года курс рубля стремительно падал и, казалось, что этому не будет конца. К началу 2015 года он потерял две трети своей стоимости по отношению к доллару. И, учитывая перспективу глубокой рецессии в 2015 году, многие экономисты предполагали, что ситуация будет лишь ухудшаться.
Однако с тех пор для России ситуация изменилась явно в лучшую сторону. За последние три месяца курс рубля укрепился на 30%. Стоимость государственных облигаций устойчиво растёт. На мартовском заседании Центробанк России снизил процентную ставку с 17% до 14%. Эти улучшения отчасти связаны с переменчивыми настроениями инвесторов. По мнению Тимоти Эша из Standard Bank, есть ощущение, что рубль упал необоснованно низко. В конечном счёте, многие сегменты российской экономики выглядят совсем неплохо. Цены на нефть пока больше не падают, а это значит, что экономика России обрела почву под ногами.
Между тем, Украина по-прежнему хромает на обе ноги. Гривна немного укрепилась за последний месяц. Но она по-прежнему стоит на 30% дешевле, чем в начале года. Это связано с тем, что в экономику Украины мало кто верит. Последняя программа помощи, согласованная с Международным валютным фондом в марте не сулит стране быстрых денег. В Украине продолжается кризис платежей; ближайший, вероятно, наступит 27 апреля, когда Государственный экспортно-импортный банк должен выплатить 70 млн. долларов. Условия, на которых МВФ готов предоставить деньги - жесткие сокращения государственных расходов - лишь усугубят экономические бедствия Украины... Проблема в том, чтобы уложиться в срок, украинскому правительству нужно пойти на уступки своим кредиторам и согласиться на меньшее по размерам списание долгов .
Конечно, в долгосрочной перспективе дела на Украине могли бы идти гораздо лучше. Но для этого нужен решительный настрой, жёсткие реформы и готовность терпеть лишения. Сможет страна продемонстрировать это?
Вот ещё из другого источника, The Wall Street Journal.
Несмотря на укрепление связей за прошедший год, в Европе растет обеспокоенность тем, что Киев недостаточно решительно проводит обещанные экономические и политические реформы. Европейцы опасаются, что со временем это усугубит экономические проблемы Украины и может снова обострить отношения с Россией. Украинцы, в свою очередь, разочарованы тем, что ЕС не идет на сближение в вопросе отмены виз, неопределенностью его намерений в реализации соглашения об ассоциации из-за оппозиции со стороны России и разногласиями внутри блока по поводу сохранения антироссийских санкций.
Европейские чиновники неоднократно хвалили Украину за принятие законов для борьбы с коррупцией и улучшения делового климата, но начать эффективно воплощать их в жизнь властям пока не удаётся. ЕС неоднократно откладывал инвестиционный форум (который изначально назывался конференцией доноров), считая, что Украина не добилась должного прогресса в деле привлечения иностранных инвесторов. Теперь форум намечен на осень.
Некоторые европейские чиновники считают, что наихудший для блока сценарий развития событий по-прежнему возможен: провал реформ и возобновление конфликта на востоке Украины спровоцируют финансовый кризис, кредиты ЕС более чем на 3 млрд евро не будут погашены, а украинские проевропейские партии утратят свои позиции.
Конечно, этот акцент на взаимных претензиях Украины и ЕС можно истолковать как напоминание со стороны США и их ближайших союзников, кого Киеву надлежит считать приоритетным партнёром. Хотя американо-европейские разногласия по поводу украинского будущего невелики, они всё-таки есть, и главный вопрос - кто будет оплачивать перебитую посуду - пока ещё остаётся без внятного ответа. Сомнения в платёжеспособности новых властей страны растут, и появляется соблазн в той или иной форме привлечь к их спонсированию Россию, чья кризисоустойчивость пока что превзошла прогнозы. Собственно, таких форм - если не брать в расчёт экзотику с выплатой контрибуций - как минимум две: селективный дефолт по облигациям Украины, принадлежащим российскому ФНБ, и преференции по газу.
Не об этом ли пойдёт речь на саммите Украина-ЕС 27 апреля?
PS Фото на заставке (c) Reuters. На снимке - нейтральная Швейцария.
|
</> |