О клерикализме
vadimb — 26.03.2012 У Артуро Переса-Реверте, автора популярных приключенческих романов (по одному из них сняли "Девятые Врата"с Джонни Деппом) есть замечательная книга "Кожа для барабана или Севильское причастие". Действие происходит в 90-х годах. Герой романа папский легат, который приезжает в Севилью чтобы выполнить небольшое поручение. Это человек вполне себе циничный и автор постепенно вскрывает его мотивации для того чтобы обнаружить самую главную - желание быть священником и служить Христу.Это совершенно удивительное явление. Клерикальная традиция католицизма сохранила то что когда-нибудь в будущем назовут величайшим сокровищем цивилизации по сравнению с которым меркнут все ценности Лувра - непроврежденный психотип человека служащего Богу. И древние храмы Севильи и душа современного человека зазвучали в унисон потому что все его обучение, все вроде бы бессмысленные каждодневные ритуалы вели его к этому слиянию.
В романе Умберто Это "Имя Розы" самое удивительное то, что в любом католическом монастыре сейчас человек обнаруживает тех же людей и ту же культуру, что и в монастырях средневековья. И Умберто Это об этом пишет как о чуде. Представьте себе что эта связь утеряна и в древнем монастыре будет гулять турист-ротозей с гидом-ротозеем. И все. Мне кажется, что именно это можно назвать апокалиптической мерзостью запустения.
У Католической Церкви есть много влияния, много недвижимости, много денег. Поддерживать такой масштабный проект можно только масштабными инвестициями. И я с ужасом думаю о том, что у Русской Православной Церкви никаких сравнимых ресурсов нет и не предвидится. Большевики сознательно уничтожали именно это - клерикальную традицию. И им почти удалось это сделать. Но за последние 25 лет Русской Православной Церкви удалось почти невозможное - восстановить целый институт, общественную страту людей чья единственная мотивация - это служение Богу.
Мне кажется что у этого чуда есть свои причины. И слишком малый срок уничтожения культуры. Всего 70 лет. В Библии этот срок указан как единственно возможный чтобы дедушки передали традицию внукам. И подвиг новомученников. И обстоятельства жизни 90-х годов когда тот кто хотел заниматься бизнесом - занимался бизнесом и богател. Тот кто хотел власти - шел во власть. А тот кто хотел служить Богу оставался священником.
Я не знаю чего это стоило епископам, каких жертв и уступок, но они это сделали. И ни у кого из вас не скажет мне что это не так, и что я фантазирую. Действительно, священники в массе своей верят в Бога и традиция возобновилась. Почти. И теперь чтобы понять протопопа Аввакума вы можете съездить к о.Петру Кучеру. Чтобы понять Феофана Прокоповича, можете поговорить, ну, хоть с о.Саввой Тутуновым. Даже у о.Дмитрия Смирнова можно найти свой прототип. Целый пласт русской истории внезапно задышал и ожил. Вот чего нельзя сказать ни о суде, ни об армии, ни о науке, ни о учительстве, ни о медицине.
И именно поэтому мы наблюдаем подобное ожесточение в борьбе с клерикализмом. Давайте, боритесь хлестче, жостче. До кишки последнего попа боритесь. Есть у вас шанс, что там говорить есть - уничтожить последние следы русского мира. Самый точный момент вы подловили. Точку бифуркации. А вы добрые русские дурачки, ебанаты и мудозвоны помогайте им, не стесняйтесь. Боритесь с гундяем и мракобесными попами. Боритесь сверкая глазами горящими под сильно скошенным лбом.