О женском богословии и богословствующих бабах

топ 100 блогов ortheos12.11.2024

В своем послании по случаю своего торжественного самовыпиливания совопросник сослался на три моих старых статьи, в которых по его мнению содержится страшное противоречие. Из чего он делает прямой вывод, что орфеос лжец, невежда и сумасшедший,  - собственно говоря поэтому он обратился ко мне с искренними вопросами по разрешению своих недоумений по поводу противоречий у святых отцов.

Суть трех статей, на которые сослался покойный, следующая
1) В первой статье я восстаю против богохульства иеромонаха Амброзия , который Саму Пресвятую Богородицу изгоняет не только из алтаря, но чуть не из храма. И утверждаю, что женщины ничем не хуже мужчин могут и созерцать и понимать богословские предметы и тайны Божии, учить и говорить о них другим людям.

2) В других двух статьях я возмущаюсь наглостью баб, которые залезают на кафедру или даже на амвон и учат архиереев и священнослужителей нравственности и вере в Бога.

В этом новозаставленный находит страшное противоречие и т.д. (см. его простыню про фекального блудника орфеоса)

Поэтому нужно выяснить два пункта

1) Является ли это "противоречие" собственностью орфеоса или оно имеется в Самой Церкви?
2) Является ли это "противоречие" противоречием?

Для ответа на первый вопрос достаточно выяснить, имеются ли в Священном Писании или в истории Церкви случаи благословленного Богом богословствования и проповеди женщинами?



Ветхий Завет:
Мариам сестра Моисея возглавляет богослужение по поводу перехода через Чермное Море
пророчица Девора - судья Израиля, пророчествует о Христе с таинственной притче тернового куста.
Анна, мать пророка Самуила - сама пророчествует, и эта песнь до ныне и сама поется и является образцом для создания третьей песни канона.
Которые писали святые отцы богословы.
Итак, ветхозаветные жены были настолько неспособны к богословию, что стали образцом для святых Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского, Германа патриарха Цареградского и прочаа


Новый Завет:
Христос посылает в качестве проповедницы в Самарии жену-самаряныню, а не апостолов.
Тут кстати же вспомнить, что среди врагов Христа было огромное количество богословов - и ни одной женщины.

Сами апостолы были научены великому догмату Воскресения Христова женами мироносицами - о св.Марии Магдалине Церковь поет "обаче проповедница посылается Твоим учеником" - т.е. жена была учительницей богословия для апостолов, включая первоверховного Петра и Иоанна.

Более того, святая Мария Магдалина на этом не остановилась, а всю свою жизнь проповедовала Христа и дошла как известно до самого императора Тиберия, преподнеся ему крашеное яйцо, чем положила начало пасхальной всеправославной традиции. Когда иеромонах Амбросим и покойный саможжубийца кушают пасхальные яички - они отдают себе отчет, что и обряду и его богословскому смыслу их научила женщина?

Во время святой Пятидесятницы Дух Святой сходит на всех без различно - и на женщин и на мужчин, и святой апостол приводит в речи пророчество Иоиля, где говорит Бог "На рабы и рабыни Моя излию от Духа Моего" и" сынове ваши и дщери ваши видения узрят".

Пресвятая Богородица Сама проповедует на Афоне, а святую Нину посылает в Грузию.
И удивительное дело - многие церкви, основанные апостолами, со временем уничтожились (Индийская, Эфиопская, Персидская, Испанская, Римская и вся Западная Европа) - а Афон и Грузия стоят непоколебимо, хотя у них нет ни сильных армий , ни богословских школ.

Мне кажется, только человек, отбивший себе все мозги, может утверждать, что святая Нина, проповедавшая Христа с такой силой и внушением, была  неспособна к Богословию, как женщина, и ей можно   было только стоять у стеночки в притворе и слушать как бредит иеромонах Амбросий. Забыла , к несчастью  покойного спросить Пресвятая Богородица, способны ли женщины к богословию . 

Но мы продолжаем.

Святые отцы Четвертого Вселенского Собора , составив определение православной веры в отношении соотношения естеств и лиц во Христе, не сочли достаточным своей архиерейской власти, но отдали его на суд... женщине. И святая великомученица Евфимия Всехвальная утвердила его своим чудом.

Святой Василий Великий- столп и учитель Церкви, называл свое учение не своим, а что он был научен ему... своей бабушкой Макриной.

Святая императрица Ирина собрала Седьмой Вселенский Собор и на нем председательствовала - что никак нельзя объяснить иначе, что она все таки богословски понимала истину догмата иконопочитания.

Таким образом, на многих примерах мы видим, что Сам Бог и Церковь благословляют женщин и учить и проповедовать и пророчествовать и даже основывать Поместные Церкви.

Но имеется ли в Церкви запрет женщинам учить в церкви? Запрет рукополагать их в священный сан? Имеется ли дискриминация  (от слова "Различать")?
Имеется. По приведенным словам апостола Павла "жена в церкви да не глаголет "срам бо жене в церкви глаголати" и многим другим.

Что же я говорю иного? Что я изобрел от себя?
Ничего. 

Следовательно, не у меня господин совопросник обрел противоречие, а у Церкви. Однако будучи чадом сатаны, он прямо этого не утверждает, чтобы не отпугнуть людей прямо хулой на Церковь и Бога. Он прикрывает ее хулой на бездуховного орфеоса, чтобы после этого уже свободно во тьме и сени смертной с наслаждением кусать и святых отцов и Писание и Церковь.

2) Является ли это противоречием?
Общее правило при чтении любой книги и особенно при чтении Писания и Святых Отцов состоит в том, что слова нельзя выдирать из контекста, а понимать - кому, зачем и в каких обстоятельствах, и с какой целью было сказано то или иное.

Если мы посмотрим на слова святого апостола Павла, которыми он запрещает жене в церкви глаголати, то там же мы находим и причину этого.

Совопросник видит в жене только пол. Генетические и психические особенности.
Святой апостол Павел указывает на семейную иерархию.
Жена подчинена мужу и должна считать его за господина.
Если жена залезет на амвон и начнет учить , то вместе со всем народом она неминуемо будет учить и своего мужа. Таким образом будет разрушена семейная иерархия. Апостол Павел даже жене неверного мужа запрещает учить мужа и рекомендует спасать его женским житием без слов, а не нытьем "ну пойди покрестись".

Что причина именно в этом , показывает и древняя и современная церковная практика . Когда нет опасности нарушения природной семейной иерархии - женщины свободно учат и в церкви.
Где?
В древности диакониссы совершали катехизические наставления для других женщин, особенно юных.
А сейчас матушки игуменьи в монастырях так же без всякого смущения делают наставления монахиням - только многие по скромности в церкви все же молчат, а больше на трапезной.

Существует вторая важная причина, по которой женщинам запрещается учить и проповедовать.
О ней говорит святой Иоанн Златоуст, когда показывает , с чем столкнулся апостол Павел (в беседе на слова "Довлеет ти благодать Моя" т 8 кн 2) . Перечислив бедствия апостола, которые вызвала его проповедь, он говорит : "Апостол припадает к Богу и говорит Ему:прошу Тебя, дай мне немного отдохнуть. Как я вынесу все это? У меня одна душа и одно тело!"

И далее утверждает, что эти бедствия не только необходимо связаны с проповедью Евангелия, но через них именно действует сила Евангелия. "Никогда не чуждайся скорби -она наследуется вместе с Евангелием".

Святой апостол Павел называет жену сосудом немощнейшим - т.е. хрупким, и просит и требует , чтобы к нему относились с великой бережностью.

Следовательно, дискриминация женщин - т.е. запрет на проповедь и учительство и рукоположение в первую очередь связан с тем, что истинные христианские проповедники и иерархи - это объект непрекращающихся издевательств и нападений.

Женщин апостол выводит из под удара.
Я не думаю, что это надо кому-то объяснять.

Ну принято так, что мужчины с оружием сражаются в поле, а женщины отсиживаются за крепостными стенами. В этом вся суть их дискриминации в Церкви.
Хотя это сидение не исключает того, что придется вылить кому-нибудь на бошку кипятка или даже повести в атаку при необходимости. 

Наконец третья причина, которая еще важнее- "жене срам в церкви глаголати".

И Писание и святые отцы учат о том, что величайшее состояние человеческого ума - безмолвие.
"Безмолвие - мать Богословия" - учит св.Григорий Палама.
"Кто хорошо молится - тот Богослов" - хоть это сказал и не святой , а Евагрий Понтийский, но множество святых это повторили и повторяют.

Св.Дионисий Ареопагит в Церковной Иерархии говорит, что для епископа и проповедь и совершение таинств - это спускание с подлинного достоинства иерарха в более низкое состояние, которое является снисхождением ради любви к братии.
Это подтверждает сам апостол Павел, который говорит, что ему лучше не проповедовать , а быть со Христом, но оставаться и проповедовать - нужнее для братии.

Когда египетские отцы спросили Бога, кто выше - авва Арсений Великий, который никого не учил, и убегал от людей , или один из отцов (кажется св.Питирим) , который с любовью принимал всех и беседовал на пользу и совершал старческое служение - то в откровении один из них видел авву Арсения в образе корабля, который стремительно летит на невообразимой высоте.

Женщине срам в церкви глаголати не потому, что они тупые и необразованные и неспособные к богословским понятиям, а потому что апостолу и Богу угодно, чтобы они оставались в самом возвышенном и самом безопасном состоянии.

Противоречит ли это сказанным примерам богословия и проповеди некоторых жен, или служению игуменскому в женских монастырях?
С чего бы противоречить? Там особенные обстоятельства и судьбы Божии - в том числе чтобы и продемонстрировать, что женам повелевается безмолвствовать и не дается священный сан вовсе не потому, что они второй сорт и у них нет способностей к богословию.

С чего же усопший взял, что тут есть противоречие?
Потому что он наплевал на смысл сказанного и учение апостола Павла.
Потому что в его секте болтать с кафедры - это желанное и высочайшее, намного выше чем молчать. Ведь болтуну платят денежку и он прославляется у своих слушателей. Поэтому отлучение от кафедры и болтовни он воспринимает как наказание и свидетельство неспособности.
Потому что для него "богословствовать" это не созерцать священную таинственную истину - а пустословить про Бога, развалившись в кресле за стаканчиком коньячка или на конференции среди таких же "богословов".
Потому что он сам богословствует с одной единственной целью - утоление страсти тщеславия. Поэтому молчание представляется ему незавидной участью, которая предназначена только для неспособных. 
Потому что для него зватися от людей "учителю учителю" намного важнее , чем в безмолвии исполнять заповеди. Настолько, что даже мысли нет о том, как Евангелие во многих местах отправляет богословов, которые пальцем не шевельнут дело заповедей - в ад.

Вот и получилось, что обвиняя орфеоса и через орфеоса - Церковь - в противоречии - совопросник только  себя поколотил.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Залы королевской резиденции, где каждое лето отдыхают король и королева, будут показаны посетителям во время экскурсий с начала мая до середины августа. Впервые с тех пор, как молодая королева Виктория сделала «маленький замок в старинном шотландском стиле» своим любимым местом ...
Ну всё, в РФ запретят пропаганду чайлдфри (очень русское слово...) А что, кто-то пропагандирует? Разве что сами депутаты, которые мурыжат и мурыжат эту тему - вот вам и пропаганда, кто не слышал, что это такое, теперь узнал. Теперь что же, фильм "Москва слезам не верит" не будут ...
Вставайте пораньше, расставляйте приоритеты на день и не забывайте уделять время семье. Чтобы реализовать все свои желания, нужно научиться управлять собственным временем и использовать его эффективно. Для начала выработайте полезные утренние ритуалы. Именно они задают тон всему ...
За неделю до смерти Дмитрия Маркова начала травить мерзкая демшиза, которой не понравилось его сочувствие солдату, вернувшемуся с СВО. И так оказалось, что гуманизм чужд обеим сторонам. Сочувствие это не проявление эмпатия, а политическая позиция. В этой ситуации выигрывает тот, кто ...
Огурцы все горчат - и наши, и те, что дед привёз. Никуда не годные. НО жара на спад пошла, может, ещё и съедобные будут. Снова у нас год не абрикосовый, всего несколько штучек занесла сегодня, а у людей, по соседним улицам, деревья все усыпаны жёлтыми шариками. Зато вроде орехи должны бы ...