О женском богословии и богословствующих бабах
ortheos — 12.11.2024В своем послании по случаю своего торжественного самовыпиливания
совопросник сослался на три моих старых статьи, в которых по его
мнению содержится страшное противоречие. Из чего он делает прямой
вывод, что орфеос лжец, невежда и сумасшедший, - собственно
говоря поэтому он обратился ко мне с искренними вопросами по
разрешению своих недоумений по поводу противоречий у святых
отцов.
Суть трех статей, на которые сослался покойный, следующая
1) В первой статье я восстаю против богохульства иеромонаха
Амброзия , который Саму Пресвятую Богородицу изгоняет не только из
алтаря, но чуть не из храма. И утверждаю, что женщины ничем не хуже
мужчин могут и созерцать и понимать богословские предметы и тайны
Божии, учить и говорить о них другим людям.
2) В других двух статьях я возмущаюсь наглостью баб, которые
залезают на кафедру или даже на амвон и учат архиереев и
священнослужителей нравственности и вере в Бога.
В этом новозаставленный находит страшное противоречие и т.д. (см.
его простыню про фекального блудника орфеоса)
Поэтому нужно выяснить два пункта
1) Является ли это "противоречие" собственностью орфеоса или оно
имеется в Самой Церкви?
2) Является ли это "противоречие" противоречием?
Для ответа на первый вопрос достаточно выяснить, имеются ли в
Священном Писании или в истории Церкви случаи благословленного
Богом богословствования и проповеди женщинами?
Ветхий Завет:
Мариам сестра Моисея возглавляет богослужение по поводу перехода
через Чермное Море
пророчица Девора - судья Израиля, пророчествует о Христе с
таинственной притче тернового куста.
Анна, мать пророка Самуила - сама пророчествует, и эта песнь до
ныне и сама поется и является образцом для создания третьей песни
канона.
Которые писали святые отцы богословы.
Итак, ветхозаветные жены были настолько неспособны к богословию,
что стали образцом для святых Иоанна Дамаскина, Космы Маюмского,
Германа патриарха Цареградского и прочаа
Новый Завет:
Христос посылает в качестве проповедницы в Самарии жену-самаряныню,
а не апостолов.
Тут кстати же вспомнить, что среди врагов Христа было огромное
количество богословов - и ни одной женщины.
Сами апостолы были научены великому догмату Воскресения Христова
женами мироносицами - о св.Марии Магдалине Церковь поет "обаче
проповедница посылается Твоим учеником" - т.е. жена была
учительницей богословия для апостолов, включая первоверховного
Петра и Иоанна.
Более того, святая Мария Магдалина на этом не остановилась, а всю
свою жизнь проповедовала Христа и дошла как известно до самого
императора Тиберия, преподнеся ему крашеное яйцо, чем положила
начало пасхальной всеправославной традиции. Когда иеромонах
Амбросим и покойный саможжубийца кушают пасхальные яички - они
отдают себе отчет, что и обряду и его богословскому смыслу их
научила женщина?
Во время святой Пятидесятницы Дух Святой сходит на всех без
различно - и на женщин и на мужчин, и святой апостол приводит в
речи пророчество Иоиля, где говорит Бог "На рабы и рабыни Моя излию
от Духа Моего" и" сынове ваши и дщери ваши видения узрят".
Пресвятая Богородица Сама проповедует на Афоне, а святую Нину
посылает в Грузию.
И удивительное дело - многие церкви, основанные апостолами, со
временем уничтожились (Индийская, Эфиопская, Персидская, Испанская,
Римская и вся Западная Европа) - а Афон и Грузия стоят
непоколебимо, хотя у них нет ни сильных армий , ни богословских
школ.
Мне кажется, только человек, отбивший себе все мозги, может
утверждать, что святая Нина, проповедавшая Христа с такой силой и
внушением, была неспособна к Богословию, как женщина, и ей
можно было только стоять у стеночки в притворе и
слушать как бредит иеромонах Амбросий. Забыла , к несчастью
покойного спросить Пресвятая Богородица, способны ли женщины к
богословию .
Но мы продолжаем.
Святые отцы Четвертого Вселенского Собора , составив определение
православной веры в отношении соотношения естеств и лиц во Христе,
не сочли достаточным своей архиерейской власти, но отдали его на
суд... женщине. И святая великомученица Евфимия Всехвальная
утвердила его своим чудом.
Святой Василий Великий- столп и учитель Церкви, называл свое учение
не своим, а что он был научен ему... своей бабушкой Макриной.
Святая императрица Ирина собрала Седьмой Вселенский Собор и на нем
председательствовала - что никак нельзя объяснить иначе, что она
все таки богословски понимала истину догмата иконопочитания.
Таким образом, на многих примерах мы видим, что Сам Бог и Церковь
благословляют женщин и учить и проповедовать и пророчествовать и
даже основывать Поместные Церкви.
Но имеется ли в Церкви запрет женщинам учить в церкви? Запрет
рукополагать их в священный сан? Имеется ли дискриминация (от
слова "Различать")?
Имеется. По приведенным словам апостола Павла "жена в церкви да не
глаголет "срам бо жене в церкви глаголати" и многим другим.
Что же я говорю иного? Что я изобрел от себя?
Ничего.
Следовательно, не у меня господин совопросник обрел противоречие, а
у Церкви. Однако будучи чадом сатаны, он прямо этого не утверждает,
чтобы не отпугнуть людей прямо хулой на Церковь и Бога. Он
прикрывает ее хулой на бездуховного орфеоса, чтобы после этого уже
свободно во тьме и сени смертной с наслаждением кусать и святых
отцов и Писание и Церковь.
2) Является ли это противоречием?
Общее правило при чтении любой книги и особенно при чтении Писания
и Святых Отцов состоит в том, что слова нельзя выдирать из
контекста, а понимать - кому, зачем и в каких обстоятельствах, и с
какой целью было сказано то или иное.
Если мы посмотрим на слова святого апостола Павла, которыми он
запрещает жене в церкви глаголати, то там же мы находим и причину
этого.
Совопросник видит в жене только пол. Генетические и психические
особенности.
Святой апостол Павел указывает на семейную иерархию.
Жена подчинена мужу и должна считать его за господина.
Если жена залезет на амвон и начнет учить , то вместе со всем
народом она неминуемо будет учить и своего мужа. Таким образом
будет разрушена семейная иерархия. Апостол Павел даже жене
неверного мужа запрещает учить мужа и рекомендует спасать его
женским житием без слов, а не нытьем "ну пойди покрестись".
Что причина именно в этом , показывает и древняя и современная
церковная практика . Когда нет опасности нарушения природной
семейной иерархии - женщины свободно учат и в церкви.
Где?
В древности диакониссы совершали катехизические наставления для
других женщин, особенно юных.
А сейчас матушки игуменьи в монастырях так же без всякого смущения
делают наставления монахиням - только многие по скромности в церкви
все же молчат, а больше на трапезной.
Существует вторая важная причина, по которой женщинам запрещается
учить и проповедовать.
О ней говорит святой Иоанн Златоуст, когда показывает , с чем
столкнулся апостол Павел (в беседе на слова "Довлеет ти благодать
Моя" т 8 кн 2) . Перечислив бедствия апостола, которые вызвала его
проповедь, он говорит : "Апостол припадает к Богу и говорит
Ему:прошу Тебя, дай мне немного отдохнуть. Как я вынесу все это? У
меня одна душа и одно тело!"
И далее утверждает, что эти бедствия не только необходимо связаны с
проповедью Евангелия, но через них именно действует сила Евангелия.
"Никогда не чуждайся скорби -она наследуется вместе с
Евангелием".
Святой апостол Павел называет жену сосудом немощнейшим - т.е.
хрупким, и просит и требует , чтобы к нему относились с великой
бережностью.
Следовательно, дискриминация женщин - т.е. запрет на проповедь и
учительство и рукоположение в первую очередь связан с тем, что
истинные христианские проповедники и иерархи - это объект
непрекращающихся издевательств и нападений.
Женщин апостол выводит из под удара.
Я не думаю, что это надо кому-то объяснять.
Ну принято так, что мужчины с оружием сражаются в поле, а
женщины отсиживаются за крепостными стенами. В этом вся суть их
дискриминации в Церкви.
Хотя это сидение не исключает того, что придется вылить кому-нибудь
на бошку кипятка или даже повести в атаку при
необходимости.
Наконец третья причина, которая еще важнее- "жене срам в церкви
глаголати".
И Писание и святые отцы учат о том, что величайшее состояние
человеческого ума - безмолвие.
"Безмолвие - мать Богословия" - учит св.Григорий Палама.
"Кто хорошо молится - тот Богослов" - хоть это сказал и не святой ,
а Евагрий Понтийский, но множество святых это повторили и
повторяют.
Св.Дионисий Ареопагит в Церковной Иерархии говорит, что для
епископа и проповедь и совершение таинств - это спускание с
подлинного достоинства иерарха в более низкое состояние, которое
является снисхождением ради любви к братии.
Это подтверждает сам апостол Павел, который говорит, что ему лучше
не проповедовать , а быть со Христом, но оставаться и проповедовать
- нужнее для братии.
Когда египетские отцы спросили Бога, кто выше - авва Арсений
Великий, который никого не учил, и убегал от людей , или один из
отцов (кажется св.Питирим) , который с любовью принимал всех и
беседовал на пользу и совершал старческое служение - то в
откровении один из них видел авву Арсения в образе корабля, который
стремительно летит на невообразимой высоте.
Женщине срам в церкви глаголати не потому, что они тупые и
необразованные и неспособные к богословским понятиям, а потому что
апостолу и Богу угодно, чтобы они оставались в самом возвышенном и
самом безопасном состоянии.
Противоречит ли это сказанным примерам богословия и проповеди
некоторых жен, или служению игуменскому в женских монастырях?
С чего бы противоречить? Там особенные обстоятельства и судьбы
Божии - в том числе чтобы и продемонстрировать, что женам
повелевается безмолвствовать и не дается священный сан вовсе не
потому, что они второй сорт и у них нет способностей к
богословию.
С чего же усопший взял, что тут есть противоречие?
Потому что он наплевал на смысл сказанного и учение апостола
Павла.
Потому что в его секте болтать с кафедры - это желанное и
высочайшее, намного выше чем молчать. Ведь болтуну платят денежку и
он прославляется у своих слушателей. Поэтому отлучение от кафедры и
болтовни он воспринимает как наказание и свидетельство
неспособности.
Потому что для него "богословствовать" это не созерцать священную
таинственную истину - а пустословить про Бога, развалившись в
кресле за стаканчиком коньячка или на конференции среди таких же
"богословов".
Потому что он сам богословствует с одной единственной целью -
утоление страсти тщеславия. Поэтому молчание представляется ему
незавидной участью, которая предназначена только для
неспособных.
Потому что для него зватися от людей "учителю учителю" намного
важнее , чем в безмолвии исполнять заповеди. Настолько, что даже
мысли нет о том, как Евангелие во многих местах отправляет
богословов, которые пальцем не шевельнут дело заповедей - в ад.
Вот и получилось, что обвиняя орфеоса и через орфеоса - Церковь - в
противоречии - совопросник только себя поколотил.