О фетишах

топ 100 блогов iov7524.11.2024 Говоря о фетишах нашего времени — демократии, правах человека, гражданском обществе — нельзя обойти стороной ещё одну «священную корову»: международное право. Это выражение традиционно произносится с тем же религиозным пафосом, что и слова «демократия» или «права человека», и комментаторы используют его с религиозной целью – вызвать позитивные  эмоции, чувство принадлежности к лагерю «добра», когорте тех, кто чтит международное право и кто противостоит злодеям, попирающим оное.
Израильский кейс и возникшая вокруг него перепалка в  западном лагере — хороший повод вспомнить генезис международного права, его врождённые пороки и причины дисфункции. Обвинения МУС против Нетаньяху и реакция Запада на них наглядно демонстрируют противоречия современной мировой системы, дихотомию между претензиями на глобальное правосудие и фактическим порядком, основанным на правилах.
В кратком и очень полезном историческом экскурсе, опубликованным New Left Review в 2023 г., британский историк Перри Андерсон отмечает, что международное право изначально носило дискриминационный характер. Эта система была создана как идеологическое оправдание европейского колониализма и делила страны на категории с разным уровнем прав — «цивилизованные», «полуцивилизованные» и «дикари».

Войны, развязанные «цивилизованными» странами против других, преподносились как бескорыстные интервенции в защиту международного права, тогда как конфликты, инициированные остальными, считались преступными действиями. Этот дискриминационный характер международной юрисдикции со временем никуда не исчез. Андерсон отмечает, что он проявляется в двух формах. Во-первых, существуют правовые нормы, которые остаются лишь декларациями благих намерений и не имеют реальной исполнительной силы. Во-вторых, ведущие державы действуют исключительно по своему усмотрению — прикрываясь международным правом или игнорируя его, в зависимости от собственных интересов.
Нынешнее возмущение западных комментаторов связано с тем, что международная юстиция неожиданно обрушилась на «своих», поставив на один уровень «цивилизованных» и «дикарей». Это явственно звучит в комментариях западных лидеров.
Подобные попытки этими органами предпринимались и раньше, но были редкими и часто неудачными.
Карл Шмитт в своей работе «Номос Земли» (1950 г), подчёркивал, что международное право XIX века было глубоко европоцентричным. Понятия «цивилизация», «человечество» и «прогресс» считались значимыми только тогда, когда им предшествовало слово «европейский». Однако к середине XX века этот порядок стал приходить в упадок. Европа не исчезла, но была поглощена своим геополитическим продлением — Соединёнными Штатами, которым удалось возглавить глобализацию и международное право, выдавая свои частные интересы за универсальные ценности.
На самом деле международное право никогда не было ни по-настоящему международным, ни по-настоящему правом. По словам Андерсона, оно всегда служило мощным идеологическим инструментом для поддержания интересов гегемона и его союзников. Глобализация и международное право кажутся привлекательными только тогда, когда ты контролируешь эти процессы. Когда же система выходит из-под контроля и начинает работать на других участников, тем более на «дикарей», возвращается гоббсовская максима: «Autoritas, non veritas facit legem» — Не истина, а авторитет создаёт закон. Без меча любые конвенции – не более чем слова.
Новая американская администрация намерена напомнить об этом предельно жёстко и без лишних экивоков. Поддержание «порядка, основанного на правилах», выгодно нынешним бенефициарам системы, и они будут стараться сохранить его. Однако выдавать этот порядок за универсальную международную юстицию становится невозможно. А институты международного права, способствовавшие поддержанию этого порядка, изрядно себя дискредитировали.
Наконец, главнейший вопрос заключается в том, в какой степени участники будущего миропорядка будут готовы делегировать свой суверенитет наднациональным правовым органам?

https://newleftreview.org/issues/ii143/articles/perry-anderson-the-standard-of-civilization

https://t.me/nekollektivnyzapad/264

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«- А вот у немцев-то выдают по одному яйцу на человека два раза в месяц. Как это тебе понравится? Он открыл большой рот и засмеялся. - Вот этим самым яйцом ухлопаем Германию всмятку. У них, говорят, уже дети без кожи начинают родиться…. - Это ужасно, - сказала Екатерина ...
Боюсь, прощедшая в журнале Пуффинуса дискуссия о "Тяньаньмэнь-тесте" вынуждает меня еще раз написать об антидемократизме "левых". Несмотря на полную безнадежности этого занятия. Я, как заядлый фрейдомарксист, уже убедился, что личные взгляды ...
Оригинал взят у snorapp в post Господь даровал нам выходные, чтобы у нас были два рабочих дня, когда нас никто не дергает. ================================================================================== Да, в последние ТРИ месяца я обязательно еду в офис в субботу, а иногда ...
Друзья! Сегодня, 5 сентября — международный день благотворительности. Хочу напомнить вам о благотворительных проектах, которые ведут блоги в ЖЖ. Вместе с ними вы можете помогать детям, одиноким пожилым людям, природе и животным. Если вы знаете о блогах других благотворительных ...
Можно ли совмещать геополитическое величие с африканским уровнем бедности. На прошедшем Петербургском международном экономическом форуме спикеры неоднократно давали количественные характеристики российской экономике. Интересно, однако, другое: не только во время форума, но и в ...