О феномене потреблядства (на примере WoT)
world_of_tanks — 27.10.2011 Многие люди, занимавшиеся созданием, развитием и поддержкой какого угодно, хоть коммерческого, хоть некоммерческого проектов в интернете, наверняка сталкивались с таким феноменом, который можно обозвать емким, но не очень приличным термином: "потреблядство". Сейчас вкраце объясню, что это такое.В интернетах все построено на принципе добровольности. Вы добровольно сейчас читаете эти строки, добровольно полезете под кат, если вам интересна чужая писанина или добровольно пройдете мимо неё, в любом случае - ни к тому, ни к другому решению никто вас не принуждает.
И никто из заглянувших под кат или еще куда-нибудь ничего мне не должен. И я кстати им тоже. Вот за это - за исключительную добровольность, интернеты в народе собственно и ценят. Если что-то не понравилось - всегда можно нажать красный крестик в верхнем правом углу экрана и отправиться туда, где больше нравится.
Возьмем к примеру игру World of Tanks. 6 миллионов аккаунтов, 200+ тысяч пользователей в он-лайне говорят о том, что проект вполне себе успешен.
Конечно наверняка далеко не все от него в огромном восторге, кого-то не цепляет сама бронетанковая тема, кого-то не устраивают технические сбои, время от времени случающиеся на игровом сервере, кого-то не устраивает сама игра, кто-то считает неразумным тратить свое время на развлечения - люди однозначно имеют право на свое мнение, такие потребители проходят мимо предлагаемой услуги. И тем самым кардинальным образом отличаются от потреблядей.
Потребляди - они нет, мимо проекта они не проходят. Они вцепляются в него намертво, ежедневно часами напролет его юзают (как правило бесплатно), и при этом извергают тонны говна, ненависти и оскорблений как в адрес собственно проекта, так и людей, его создавших и продолжающих над ним работать. Претензии, как правило в основаны на том, что:
а) Их обманывают - (применительно к WoT): характеристики тех танков, на которых они ездят, коварно меняются в сторону ухудшения, чтобы те танки, на которых они не ездят, выигрывали чаще.
б) Им не доливают - их не устраивает качество работы сервера, тогда когда они собираются поиграть, одновременно собираются то же самое сделать еще несколько сотен тысяч человек и сервер начинает глючить. Надо заметить, что в случае продолжительных сбоев или технических работ на несколько часов, игрокам, купившим премиум-аккаунты время премиума продлевается, причем округление делается в их пользу. То есть, если сервер не работал часов 5, продлевают на 24.
А те, игроки, которые предпочитают играть бесплатно, предварительно ознакамливались и соглашались с пользовательским соглашением, в котором отдельно указывалось, что проект может не отвечать их пожеланиям и представлениям об идеальном.
в) Их не слушают - ценные рекомендации по улучшению игры, невыполнение которых обязательно чревато резким сокращением притока донаторов оставляется разработчиками без внимания и незамедлительного исполнения.
г) Их не уважают - в ответ на публичные послания в стиле: "Ах вы криворукие недоразрабы, чтоб у вас хер стоял, так как ваш сервер!" - люди, которые работают над проектом, почему-то не торопятся униженно расшаркиваться и вымаливать прощение. Более того, могут имют наглость даже обидиться и нагрубить в ответ.
Выводы у потреблядей как правило следуют такие: Они никогда и ни за что не вложат ни копейки денег в этот говенный ресурс, всем раскажут, какие мудаки и уроды его создали и уйдут вот прямо сейчас, как только закончат свое выступление. Неоднократно попрощавшись, потребляди как правило не уходят, а возвращаются еще и еще, с новыми претензиями и оскорблениями.
Своим происхождением феномен потреблядства обязан советскому мему (олд-фаги должны помнить) "покупатель всегда прав". Который продвигался в советской торговле поскольку естественная рыночная альтернатива - "покупатель всегда имеет право выбора что и где ему покупать" в Советском Союзе не всегда работала, вот и приходилось искать искусственные эрацзаменители, так же как социалистические соревнования например были придуманы взамен отсутствующей естественной рыночной конкуренции. В сознание потреблядей советский мем врос намертво и они продолжают его без устали форсить, забыв о том, что совок давным давно приказал долго жить, а в новом обществе отношения строятся на товарно-денежных отношениях, а не на соцобязательствах друг перед другом.
С психологической точки зрения феномен, вероятно, объясняется тем, что любому индивидууму необходимо самоутверждение как личности. Такое самоутверждение может происходить либо в процессе созидания чего-нибудь полезного, либо в процессе критики этого самого созидания. Таким образом критики симулируют участие в рабочем процессе, хотя на самом деле только путаются под ногами и самоутверждаются не за счет своего труда, а за счет критики чужого. Потреблядство является квинтэссенцией критиканства и существовать отдельно без него не может.
В реале феномен потреблядства распространен горазде реже, ибо за него запросто можно схлопотать в бубен или получить повестку в суд. Изредка оно встречается в сфере услуг, по отношению например к официантам, или парикмахерам. Не известно ни об одном упоминании о случаях потреблядства в кабинете у стоматолога или проктолога, догадайтесь почему. Творчески развитая потреблядь может также написать разгромную рецензию на книгу какого угодно писателя, причем в отличии от прочих отрицательных рецензий, суждения будут носить субъективный характер, а сама рецензия не сможет обойтись без переходов на личность автора. Впрочем, рецензия тоже постится в интернете и к реальным проявлениям потреблядства не относится.
Частным проявлением реального потреблядства является также либерастия, только она проявляется по отношению к государству, а не к какому-то отдельному проекту.
Потребляди ощущают постоянную необходимость в аудитории, и поскольку с ней у них нередко проблемы (выслушивать бесконечное нытье бывает трудно даже не имея отношения к проекту) они склонны сбиваться в стаи и без устали рассказывать друг другу о своем хроническом недовольстве. Именно этим объясняется тот факт, что сотни тысяч людей без особых неврозов пользуются услугами (а когда им надоедает, просто находят для себя другие), а десять-двадцать одних и тех же человек бесконечно вайнят на тему их недостатков, при этом не переставая ими пользоваться. Поскольку потребляди по самой своей сути не имеют отношения к созиданию, для этого они обычно не создают свой собственный ресурс, а пытаются воспользоваться уже известными и раскрученными. Впрочем, отовсюду выгнанная потреблядь может пойти против своих принципов и создать свой собственный форум для вещания. Для привлечения посетителей ей приходится начинать гнать совсем уж что-то безумное, примером такого запущенного потреблядства может служить небезызвестный Мельникофф.
Потреблядство может быть заразным, не будучи достаточно психологически устойчивой
UPD. Про то, что термин "потреблядство" оказался уже занятым, топикстартеру сообщили. Раз десять. Он проникся своей необразовнностью и неначитанностью и грустит от того, что оказался не первым, его придумавшим.
|
</> |