О дрессировке

топ 100 блогов shvedka22.10.2010 Пост, конечно, прежде всего для родителей, хотя я честно постараюсь приводить разнообразные примеры и обобщенные принципы. Так что, наверное, всем сойдет. Не люблю, если честно, этой бытовой психологии, но тут случай вообще крайний - тема элементарна, а уровень владения ей ан масс ужасающий.


Вообще слово "дрессировка" по отношению к людям - не менее адский жупел, чем "манипулирование". "Нельзя дрессировать своих близких!" "Ребенок - не собака, его надо воспитывать, а не дрессировать!" При этом заметная часть воспитательного процесса ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ является дрессировкой. Да и в более общих занятиях типа "взаимоотношений" пресловутой дрессировки немало. Короче, все как всегда - жопа есть, а слова такого нет. Хрен бы с ним, на самом деле, но есть одна проблема. Отвергая сам термин, люди одновременно отвергают целый пласт исследований на тему дрессировки. То есть, они продолжают дрессировать окружающих. Только делают это неправильно и неэффективно.

Вообще-то из-за достаточно примитивной схемы и одинаковых реакций человека и животного дрессировка - одна из очень хорошо изученных задач. Там резвилась целая куча профессионалов начиная от, собственно, дрессировщиков животных, заканчивая психологами-бихевиористами, которые в один момент очень увлекались этой темой. Поэтому основные выработанные принципы формализованы, просты, как дрова и работают с надежностью кувалды. Соответственно, их изучение (а не дай бог, еще и применение) дает результаты, которых вы не могли бы ожидать (бла-бла-бла, пошел рекламный блок в стиле Карнеги)

Ладно. Так вот. Что такое, собственно, дрессировка. Лезем в вики. "Дрессировка (от фр. dresser — выправлять, обучать) — выработка фиксированных форм поведения с помощью чередования положительных и отрицательных подкреплений". Что сие значит в переводе на русский? Да ничего сложного. Кто-то делает то, что нам нравится - даем ему конфету. Делает то, что нам не нравится - даем ему люлей. В некоторой перспективе клиент начинает делать то, что нам нравится и перестает делать то, что нам не нравится. То есть, как видите, ничего ужасного и не встречающегося в реальной жизни. То есть, когда вы приучаете мужа сдавать заначку звонить, что он задерживается - вы его дрессируете. Когда вы учите ребенка не трогать вашу заначку газовую плиту - вы его дрессируете. Когда ваш начальник платит вам премию за хорошо выполненную работу - он вас дрессирует. Да, дрессировка в режиме "команда-действие", которую большинство людей рассматривают как единственную форму, ессно, входит сюда, как подвид. Но в жизни она используется не реже. "Иди сюда" или "вымой посуду" - ничуть не менее команды, чем "Фас!"

Собсна дальше возникает такой нюанс... Мы значит, такие раздаем конфеты и люли, а результат... фиговый результат. Зря растратили семейный запас пинков. А у кого-то - "интуитивного манипулятора", держите еще одно страшное слово - дети слушаются, муж заначку в зубах приносит, родители голову в четыре раза меньше морочат и вообще красота. О чем это нам как бы говорит? Естественно, о том, что конкуренту повезло с мужем, детьми и родителями. А о чем должно говорить? Да о том, что неправильно мы конфеты скармливали. Надо было колбасой на язык.

Так вот, существует целая наука о правильном применении конфет. Люди педантичные на этом месте могут закрыть окно с постом и идти читать - ну черт с ними, бихевиористами - прекрасную книгу Карен Прайор "Не рычите на собаку". Люди нетерпеливые могут нагло воспользоваться высказанной той же Прайор мыслью о том, что основные принципы дрессировки могут быть выписаны на школьной доске и постигнуты за полчаса, и читать дальше краткий дайджест.

Начнем ab ovo. Что такое "подкрепление" и чем оно отличается от стимулирования? Разница между ними состоит в том, что подкрепление выдается непосредственно в процессе деятельности, а стимулирование - пре- или постфактум. Пример. Возьмем ребенка в школе. Подкрепление - "Васенька, ты учишь уроки, ты молодец, держи конфету". Негативное подкрепление - "Васенька, ты не учишь уроки, принеси мне ремень". Поощрение - "Васенька, закончишь год на отлично, мы купим тебе велосипед". Постулат первый. Подкрепление эффективнее стимулирования (на Васенькином примере это довольно легко понять). Постулат второй. Негативное подкрепление МЕНЕЕ эффективно, чем позитивное. Это не так просто понять на Васенькином примере. Но это так. Хотя, собсна, почему непросто? "Учеба из-под палки" - притча во языцех. Опять-таки, если вы негативное подкрепление не на беззащитном Васеньке, а на половозрелом супруге примените - так он же ж может и в тыкву, ну или свалить в более уютное место. Отсюда вывод - негативное подкрепление должно использоваться ТОЛЬКО в случае пресечения нежелательного поведения, когда не существует альтернативного желательного (в смысле, вы не можете хвалить ребенка "Петенька, какой ты молодец, что не сожрал мой паспорт", да?)

Итак.
1. Подкрепление эффективнее стимулирования.
2. Позитивное эффективнее негативного.

Есть еще один важный принцип, прямо вытекающий из вышесказанного.

3. Подкрепление должно быть НЕМЕДЛЕННЫМ.

Как подкрепление воспринимаются только плюшки и пинки, напрямую связанные с текущим поведением. Причем тут еще вот какая опасность... поскольку за энное прошедшее время поведение успело измениться, вы рискуете подкрепить, собственно, текущее поведение, а не то, которое хотите. Ну просто потому, что подкрепление связывается именно с происходящим сейчас. Пример. Вы звоните маме и получаете выговор "Такая-сякая, сто лет не звонила". Какого поведения хочет добиться мама? Чтобы вы звонили почаще. Что получается в реале? Звонок маме начинает связываться с жутким негативом "я звоню, на меня кричат, мне стыдно". Как вы думаете, каков результат? Кстати о собаках. Знаете ли вы, что правилом в дрессировке собак команде "ко мне" считается не бить непослушную собаку, когда она, промотавшись два часа, наконец соизволила явиться... Ее хвалят и подкармливают. Если позитивное подкрепление все-таки не срабатывает, включают негативное. Как оно выглядит? Ну например... Мотающейся собаке стреляют в задницу из рогатки :))

Да. Кстати о собаках.

4. Подкрепление должно быть минимально возможным.

Его должно быть мало. Его должно хотеться. Оно должно оставаться ценным. Если вы каждый день будете скармливать Васеньке трехкилограммовый торт за занятия математикой, то в лучшем случае Васенька через месяц возненавидит сладкое. В худшем - получит сахарный диабет. Кстати, здесь в игру включается такая классная штука, как "условные подкрепления". Что это такое? В отличие от безусловных, приятных или неприятных сами по себе (конфета, поглаживание, шлепок) условное имеет ценность, как некий эквивалент, информация о том, что поведение верно. То есть пять раз гладим и говорим "молодец", на шестой просто говорим "молодец". Понятно, что у взрослых людей есть некий диапазон слов, которые сделались для них условными подкреплениями давно. Но можете придумать свое. Кстати, та же Прайор рекомендует не использовать слова-подкрепления в иных целях.

5. Стабильность.

На этапе обучения подкрепление должно повторяться всегда. Желаемое поведение, к слову сказать, закрепляется у человека примерно за 20 повторений (у маленького ребенка часто больше). Дальше опять становится интересно. Вы снижаете частоту подкреплений. Начинаете поощрять не каждый случай желаемого поведения, а некоторые. Снижая, естественно, практически до нуля. В противном случае воспитуемому становится скучно, опять-таки, у него нет стимула двигаться дальше. Тут есть ровно одно исключение. Если вы не закрепляете правильное поведение, а боретесь с недопустимым - наказание должно быть ВСЕГДА. Это важно. Пропустили один раз - по сути начинаете сначала. Да, еще. В таком формальном виде это выглядит глупо, но в реале встречается часто. Абсолютно недопустимо применение негативного и позитивного подкрепления одного и того же, с точки зрения объекта, вида действий. У него просто съедет крыша. Даже если на самом деле вы наорали на мужа, который принес вам цветочки из-за того, что у вас аллергия на лилии.

В принципе остались только мелочи. Например. Советуют иногда выдавать бонус неожиданно и просто так. Ну вот так, для удовольствия. Нипочему. Это несет какое-то неформализуемое, но сильное воздействие. Или еще. Думайте внимательно, что вам нужно подкрепить. Вот, например. Я не люблю заниматься зарядкой. Точнее, не так. Я не люблю НАЧИНАТЬ заниматься зарядкой. Если я уже надела спортивный костюм и включила диск - все нормально. А вот начало я могу оттягивать до бесконечности. Соответственно, логика как бы подсказывает нам, что мне стоит поощрять себя не по финалу мероприятия, а за факт отрыва от дивана, сразу же. Ну а как вы думали, себя, конечно, тоже можно дрессировать :))

Ну, собственно, дальше идут уже моменты непринципиальные, их можно прочесть в каких-то специально обученных книгах, или обойтись без них. Главные я перечислила, пользуйтесь - и будет щасте.

Кстати, для своих. Вот читали давеча нашего родного унылого эмо насчет того, что эмо-поцты собирают миллион комментов, а посты о спорте - три с половиной. Поздравляю, мы его почти выдрессировали :))

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Пишу в палате. Непривычно, что свет могу включать-выключать самостоятельно: вольные привычки быстро забываются. С дрожью думаю о дальнейшей голодовке и бренности «желудочных интересов». Но – будет исполнено. ...
в итоге, поездка по суше в сингапур на двоих обошлась дешевле билета на одного по небуps. учитывалась только стоимость транспорта (все цены это уже на двоих)pps. за эти три дня в сингапуре мы уже потратили больше чем поездка на одного по ...
  Наш старый знакомый православный экстремист и фашист Сергий Рыбко (на фото справа) дает уроки "православной культуры" ака ОПК  школьникам младшего возраста и внушаемым взрослым. "Я понимаю возмущение русских людей. Священное Писание ...
View Poll: Опрос Ну заодно и всех коллег - с праздником! Во всех смыслах музы ...
"Ааааа!" - заранее начал кричать чернокожий мальчик справа от меня. ...