О дне национального разъединения
a-nalgin — 05.11.2016Это фото с официального сайта Кремлёвской Администрации вполне можно назвать пророческим. Или символическим, пусть транслируемая им символика и мрачноватая, угрожающая...
А вот саму идею возвести в самом сердце Москвы бронзовый монумент князю Киевскому следовало бы признать ещё менее удачной, чем снимок придворного фотографа. Столько споров этот памятник вызвал, что вместо объединяющего эффекта как бы не родился разъединяющий.
Тому сразу несколько причин.
Конечно, Владимира Святославича можно почитать как политика и воина, далеко не последнего для тех лет. Но с не меньшим основанием можно говорить, что это прославление пробившегося к высшей власти бастарда, не гнушавшегося никакими средствами для достижения своих целей как до, так и после воцарения, а сверх того обуреваемого порочными страстями и слабостями.
Владимир был незаконнорожденным сыном князя от ключницы, к тому же третьим в очереди на киевский престол. Вполне в духе того времени, он не считал это существенным препятствием, полагаясь на меч и удачу. Сговорившись со своим старшим братом, Олегом, Владимир развязал первую на Руси междоусобную войну против самого старшего брата Ярополка, который стал княжить в Киеве на законных основаниях после смерти отца.
Междоусобица длилась три года, причём Владимир показывал в ней попеременно примеры то трусости, то жестокости. При первой же военной неудаче он бежал за границу, к варягам. Но затем, улучив момент, привёл наёмное варяжское войско на Русь. По пути к Киеву оно немало пограбило русские города и веси, причём сам Владимир задал планку беспредела.
Продвигаясь к стольному граду, он осадил и захватил Полоцк, где правил князь Рогволд. Победив, Владимир сначала изнасиловал дочь полоцкого правителя, княжну Рогнеду, на глазах её родителей, а затем убил её отца и обоих братьев. Рогнеду же он насильно взял в жёны.
Со старшим братом, Ярополком, будущий святой поступил тоже ничуть не по-христиански. Его варяги осаждали Киев, но взять хорошо укреплённый город всё никак не могли. Тогда Владимир подкупил ближних воевод законного киевского князя и те зарезали своего правителя. Затем, ловко разыграв сцену искреннего огорчения и братской любви, он приказал казнить убийц. Так и гонорар выплачивать не пришлось, и концы были спрятаны в воду.
Придя к верховной власти на Руси, Владимир с удовольствием предался своим страстям, главной из которых была любовь к утехам со слабым полом. Кажется, в Киеве тех лет не осталось ни одной жёнки, не побывавшей в княжеской опочивальне. А гарем его насчитывал более 800 наложниц - 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц.
Крещение Руси, за которое Церковь прославила Владимира как святого, тоже было актом государственной тирании. Путята крестил огнём, а Добрыня мечом, - дошедшая с тех лет поговорка, лаконично и точно характеризовавшая процесс (оба этих исторических персонажа были не просто слугами, но особо доверенными лицами князя Владимира и даже его родственниками). Жертв никто не считал.
В общем, вполне типичный средневековый деспот. Поклонники Игры престолов легко могут понять натуру князя Владимира. Достаточно представить себе Рамси Болтона, выигравшего Битву бастардов у Джона Сноу.
Что ещё, наверное, по нраву нынешнему руководству в Кремле, так это активная внешняя политика Владимира. Едва ли не каждый год его дружина отправлялась в походы по соседям, расширяя территорию, подконтрольную Киеву.
Но эта активность имела и оборотную сторону: несколько раз отсутствие главных военных сил использовали для вторжения на Русь печенеги. Однажды они едва не захватили Киев и только мужество простых горожан спасло столицу от падения, а Владимира - от нового бегства к варягам. Ну а закончил свои дни дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, собираясь в военный поход на своего сына Ярослава, который в будущем снискал славу как Ярослав Мудрый.
Впрочем, это уже другая история.
Если же вернуться в день сегодняшний, то вот вопрос на засыпку. Случайно ли, что из всех исторических личностей, управлявших за 1000-летнюю историю Русью и Россией, памятник воздвигнут именно тёзке нынешнего российского президента?
|
</> |