о дефинициях
mmekourdukova — 30.04.2012Где-то с месяц назад кинули мне ссылку на
обсуждение постинга в чужом ЖЖ, где сошлись целых три моих френда,
один из коих сказал:
«не знаю, что вообще означают эти
концепты: "церковное искусство", "христианское искусство",
"секулярное искусство"... Не вижу в них
смысла».
Хотела встрять, да отложила на потом. А сегодня наткнулась на
обсуждение той же темы на «Радонеже» - ссылку даже давать не буду,
потому что УГ льётся "обсуждение" в типично
радонежском стиле длится более часа и никаких, ровно никаких
дефиниций в результате, ясен пень, не отливается.
В связи с чем выношу сюда признание в том, что смысл в этих «концептах» я очень даже вижу. И для тех, кто не знает, какой в них смысл, - выношу сюда также и этот смысл. То есть тот смысл, который я в них вкладываю, когда я оными пользуюсь. Напоминаю, что нет «правильной терминологии», а есть только удобная.
Так вот, для меня (пока, по крайней мере, вплоть до лучших времен) удобно следующее:
- Церковное искусство – все вообще произведения на христианские сюжеты, созданные воцерковленными художниками для воцерковленного же зрителя. То есть немножко шире, чем искусство сакральное (сие последнее покрывает только то, что прямо предназначено для священного пространства храма и молитвы).
- Секулярное искусство – я его обычно светским зову - все вообще произведения на сюжеты, не имеющие отношения ни к христианству, ни к какой-то иной религии. Антоним секулярному – религиозное (включая буддийское, индуистское, вудуистское и пр.).
- Христианское искусство – термин, в отличие от всех вышеперечисленных, очень мало связанный с сюжетом картинки. Христианским искусством я называю такие произведения (на любые сюжеты), которые, будучи созданы в контексте христианской культуры, активно проповедуют Дух, которым Церковь живёт, или ненавязчиво его выражают, или уж по крайней мере не противоречат этому Духу.
Из сказанного, надеюсь, понятно:
а) как церковное, так и светское искусство может быть христианским или нехристианским. Пример для ясности – я считаю картину Решетникова «Опять двойка» христианским произведением, а рериховского Спаса Нерукотворного из Талашкина – нехристианским.
б) о принадлежности произведения к первой, второй, третьей или четвёртой группе спорить нечего. Можно (и нужно, ой как нужно, давно уже нужно) спорить только о принадлежности произведения к последнему из названных непустых множеств.