О ДД и ББ в тенях
alextutubalin — 26.03.2011Кросспост из блога автора. Комментировать лучше там, но можно и тут
Предыдущая моя заметка О линейности в тенях как-то не вызвала того эффекта, который я ожидал. Давайте усугубим.
Представим себе некое серое тело разной яркости, снимаемое при некоем (примерно дневном) балансе белого на 5D Mark II.
Вот по уровню "среднесерого" имеем отклики (R-G-B) равные 435-1035-650. Применяя коэффициенты баланса белого 2.38-1-1.59 (я везде немножко округляю), получим серое в среднем тоне: 1035-1035-1035.
Теперь идем на 6 стопов в тени (у нас же камера с 12-ю стопами ДД по DXO Mark и с 9-ю стопами Tonal Range по тем же данным, можем себе позволить), снимаем то же серое тело.
За счет нелинейности стопов и разной чувствительности каналов накопленная за 6 стопов нелинейность будет разной.
Получим отсчеты R-G-B: 5.18-9.68-6.59 (это усреднено по большим плашкам).
Наложим тот же баланс белого, что и в полутонах. Получаем: 12.33-9.68-10.49. Был серый, стал "темно-розовый".
Пока этот темно-розовый остается в глубоких тенях, на 6 стопов ниже среднего тона и ~9 стопов ниже белого, хрен бы с ним. Это и на мониторе не увидишь и, тем более, не напечатаешь.
А вот если его потянуть даже в третью зону (по Адамсу), не говоря о пятой, то эффект более чем виден.
На картинке вверху иллюстрация, полученная следующим способом:
- Справа: в "линейном-sRGB" пространстве (primaries от sRGB, гамма 1) нижняя половинка 9-9-9, верхняя - 12-9-10. После конверсии к обычному sRGB оно стало L=22 т.е. третьей зоной по Адамсу.
- Копия правой половинки была поднята (в линейном же пространстве) еще на три стопа и стала L=60 т.е. чуть выше пятой зоны.
- Дальше конвертируем в обычный sRGB и размещаем картинку в блоге.
Теперь вернемся к разговору о профилях камеры:
- Хороший профиль должен (бы) это безобразие скомпенсировать. То есть привести серую шкалу, хоть на среднем тоне, хоть на -6eV к серому же виду.
- Но. Разбаланс чувствительности каналов очень разный при разном освещении. При свете лампы накаливания наиболее проблемным станет синий канал, причем проблема той же силы возникнет на пару стопов раньше.
- Кроме того, при повышении ISO проблема должна начать вылезать раньше (ближе к среднему тону). Мне так кажется, я пока не проверял.
Впрочем, если относиться к камере как к очень хорошему слайду: 3.5 стопа вверх от среднего, 3.5 стопа вниз и никогда не тянуть тени (а если надо снизить контраст, то снижать его при съемке), то и проблемы на низких ISO (100-400) быть не должно.
Такие дела.