О четкости: надежд и силуэта
na_shpilke — 23.09.2012
"Revolutionary Road" - фильм о женских надеждах. Больших и
радужных, как мыльные пузыри. И таких же безнадежно хрупких. Это не
самое легкое кино, но, если вы еще не смотрели, я очень даже
советую. Советую в первую очередь из-за главной героини - Эйприл
и воплощающей её на экране Кейт Уинслет. Героиня
"Revolutionary Road" - женщина-ветер перемен. На одном из
кино-форумов я даже столкнулась с объяснением, что выбранное для
неё имя не случайно (Эйприл = апрель): апрель это тот самый месяц,
когда по-настоящему заканчивается зима и в воздухе начинат
чувствоваться тепло и надежда. Эйприл не стремиться
"вписаться", не хочет воплощать чью-то идею об идеале, ибо
представление о том, как и почему хочется жить ей она имеет, и
очень четкое. Что в свою очередь нашло отражение в её костюмах.
Как известно, где женщина - там и платья. И история этой семейной
драмы рассказана здесь не только в диалогах, но и в нарядах. А
одним из наиболее интересных, используемых художниками по костюмам
приемов, являются эксперименты с силуэтом и тканями, из которых
изготовлены костюмы главной героини.
Впервые сталкиваясь с Эйприл, зритель видит её в лаконичном черном
платье.
Эта сцена появления героини почти "аннакаренинская" - на фоне
светлых и А-силуэтных платьев, традиционных для 50х, Эйприл просто
не возможно не выделить из толпы. Простой силуэт и черный цвет
- вместе они наилучшим образом отражают на данном этапе героиню. В
её голове четкое представление о том, чего она хочет от жизни.
Поэтому её силуэт - тоже очень четкий.
В этом, кстати, и заключается "трюк" черной одежды, который многие
называют "черное стройнит". На деле одежда черного цвета не
стройнит (не сужает оптически), но придает вещи или фигуре более
четкий контур. И если вещь сшита еще и не из
эластичного/тянущегося/воздушного материала, то фигура, на которую
надето такое платье, выигрывает потому, что платье не позволяет её
[фируге] расползаться в стороны, но держит её в оптических рамках,
как в корсете.
В следующй раз мы встречаем Эйприл уже в качестве жены и хозяйки
дома в пригороде.
Воплощение "американской мечты". Но не для Эйприл. Её карьера
актрисы не удалась, так что ей приходится привыкать к новой роли -
жены и матери в пригородной Америке. Её наряд очень точно отражает
её душевное состояние: верх - простая рубашка, которая благодаря
плотному материалу тоже держит фигуру в четком контуре. Плюс, на
фоне частных домов и зеленых газонов такая рубашка воспринимается
немного вне контекста - она скорее символизирует городскую жизнь,
нежели пригородно-домохозяйскую. Точно также, немного выбивающейся
из контекста, чувствует себя и Эйприл.
Привязывает её в семье и быту нижняя часть наряда - широкая
цветастая юбка. Должна отметить, что в памяти у меня тут же
возникло невольное сравнение этого наряда с
другим, недавно
здесь обсуждаемым:
Правда, наряды Гвинет-Мардж выглядят скорее
курортно-расслабленными, а не домохозяйскими. Почему? Во-первых,
дело, конечно же, во внешности. Черты Кейт Уинслет значительно
крупнее, округлее, менее четкие, если хотите. Равно как и фигура.
Такой внешности при неправильном оформленни гораздо проще выглядеть
не просто нечеткой, но даже рыхлой. Что и происходит из-за обилия
светлых тонов (светлый весть наряд, включая обувь) расплывчатого
светлого цветочного рисунка на юбке, которая, ко всему прочему,
сшита из достаточно тонкого материала и имеет просторный фасон.
Плотный материал рубашки пытается "вытянуть" здесь образ, но
удается это лишь частично.
А в случае с Гвинет мы имеем и более хрупкую фигуру и более тонкие
черты лица, и отсутствие "зыбкого" расплывающегося рисунка. Более
того, красная юбка сшита из плотной ткани и практичести однотонная,
что прибавляет всему образ четкости, делает его энергичным, а не
расплывающеся-рыхлым.
Когда в процессе развития сюжета в жизни Эйприл начинает дребезжать
надежда на перемены, её наряды тоже это отражают. Естественно,
здесь просто не получается одевать её в темные оттенки, ибо светлые
тона на ассоциативном уровне символизируют для нас радость и
надежду. Поэтому стилисты опять обращаются здесь к силуэту:
Здесь платье хоть и светлое, но достаточно плотная ткань
(которая хорошо держит форму и не позволяет фигуре визуально
"плыть") и строгий крой делают свое дело. В жизнь героини снова
вернулать ясность и ощущение, что она, а не обстоятельства,
управляет своей судьбой. Её больше не нужно растворяться в чужих
ожиданиях и надеждах. Четкий силуэт = четкость образа и мыслей,
уверенность и сила. Что в следующем образе достигает своего
апогея:
Здесь художники не удовлетворились плотностью материала и
простотой прилегающего силуэта (сравните, кстати, какое впечатление
производят светлое платье Эйприл и светлое же платье женщины с
коляской, которая, к слову, имеет примерно такие же размер и
фигуру). Здесь добавлены сильная линия плеч и пояс. Героиня полна
уверенности и воинственности, поэтому её наряд в чем-т напоминает
военную аммуницию.
Правда, и к сожалению, этой энергии хватает не на долго.
Обстоятельства опять оказываются сильнее нас, отбрасывая героиню
обратно в жизнь, от которой она пыталать убежать:
И вот вам платье - при внешности Уинслет - похожее на домашний
халат. Цветочный крупный принт (светлый и на неплотной ткани)
делает округлые крупные черты героини простоватыми (кому актуально
- берите на заметку). Такой она не уместна в Париже, но хорошо
вписывается в интерьер американской пригородной кухни. Здесь нет
изящества и тонкости, но есть проста, "домашнесть". Вот вам и
крушение больших надежд о цветочные принты на ситцевом платье.
Эйприл перестала боротся и, кажется, начала сливаться - с судьбой и
окружающим её антуражем. Силуэт потерял четкость и уверенность. И
так же надежды и мысли...