О Чечне и Кадырове – простыми словами
— 15.01.2016
Давайте по-простому. Без дипломатии.
РФ унаследовала у СССР страшный грех перед Чечней. За высылку народа в 44-м году нам еще долго не расплатиться. Самое умное, что можно было сделать в 91-м году – отпустить Чечню с миром. Но умное – это не про нас. Вместо этого Ельцин начал сначала одну, а под конец своего сиденья в Кремле и вторую войну. Не Путин. Путин был еще только премьером. Ельцин.
Обоим – и Путину, и Ельцину – вторая война была нужна для для введения населения в состояние военного психоза, без чего невозможно было и помыслить плавную передачу власти от общенародно презираемого президента к никому неизвестному чиновнику с более чем сомнительной репутацией.
Война была страшной, чеченцы дрались героически и в конце концов победили. Но победила Чечня РФ много страшнее, чем это можно было себе представить. Не только полная независимость. Не только репарации. Но много хуже – раковая опухоль в теле страны. Путин не придумал лучшего способа сохранить лицо при поражении в Чечне, кроме как отдать ее под управление молодому бандиту, выросшему и возмужавшему в борьбе за независимость своей родины и уже только поэтому лишенному и каких бы то ни было сантиментов, и каких бы то ни было моральных норм, неважно, говорим ли мы о морали современного общества, или о традиционной исламской, или о традиционной христианской. А кроме того – человеку необразованному. Впрочем, когда ему было образовываться и где?
Я далек от того, чтобы обвинять Кадырова. В том, что он получился такой, какой получился, нашей заслуги хватает. И в том, что ему была отдана Чечня – хватает. Да, и кроме того – он гражданин другого государства, причем, государства, перед которым мы виноваты кругом. Из такой позиции не пообвиняешь.
Но речь не об обвинениях, а о реалиях. А реалии таковы, что формальное присутствие Чечни в составе РФ оплачено превращением Чечни в территорию террора, в территорию страха и в территорию средневекового мракобесия. И все эти "красоты" в той или иной степени расползаются и по всему Кавказу, и по всей РФ.
Еще раз – это дело чеченцев: нравится ли им это или нет, готовы ли они это терпеть или нет. Не нам с нашими "заслугами" перед Чечней учить их как жить. Мы это право утратили давно. Но уж коль скоро мы получили (по заслугам, по заслугам – не надо кокетничать) раковую опухоль, то обречены и лечиться. А это означает – обороняться.
Идущая с перерывами 200 лет война с Чечней сегодня входит в новую фазу и приобретает черты оборонительной. Кто убил Немцова? Почему? И за что? Кто присваивает себе право вести джихад на территории РФ, причем джихад в самом темном его понимании, какого не было и во времена Мухаммеда. Кто теперь посягает на свободу говорить правду о бандитской власти, частью которой стал и Кадыров?
Несистемная оппозиция ему, видишь ли, не нравится! А как она ему может нравится, когда несистемная оппозиция за то, чтобы страна шла вперед, а Кадыров – за то, чтоб страна шла назад. Тут не договориться. Правозащитники, западники – для него враги. И личные, размывающие основу его личной власти, неслыханной для кавказских народов. И враги идеологические, развенчивающие идеологические лекала, по которым он строит жизнь – насилие, страх и презрение ко всем человеческим ценностям.
Оружие в этой войне у сторон разное. У одних пистолеты, бомбы, тюрьмы. И армии зомбированных фанатиков. У других – только слова правды. Кто победит? Для людей, которые не трещат без умолку о Боге (по-арабски – Аллахе), а знают, что Это такое, тут нет вопроса.
Русская культура в большом долгу у исламской – старшей родственницы, а одно время – и учительницы. В нашей литературе вы не встретите, например, образов мудрых суфиев – духовных учителей, растивших кавказский ислам в 19-м веке. И хотя среди крупнейших русских прозаиков есть и Айтматов, и Ибрагимбековы, и Искандер, но и сами они про ислам по естественным причинам не знали ничего, и нам по тем же причинам ничего не рассказали. И всё же советское искусство оставило нам один вполне себе бессмертный художественный образ если и не мусульманина-ортодокса, то потомка людей исламской культуры.
Василия Алибабаевича. Из "Джентльменов удачи". Помните? "И я за какой-то паршивый четырнадцать лет эта гадюка терпеть буду?!".