О браке
koparev — 28.02.2022Семейная ссора. Художник: Константин Савицкий
Многие люди согласятся с тем, что семья для них является главной ценностью в жизни. Никто не возразит и против такого утверждения, что чем больше в нашем обществе будет крепких и нравственно здоровых семей, тем более благополучной и успешной будет наша страна. Да и будет больше счастливых людей, которые выходят именно из таких семей. Но судя по тому, что творится во многих современных российских семьях, какие уродливые явления они порождают, в этом отношении благополучным наше Отечество назвать трудно. Иногда кажется, что люди просто не знают, как правильно созидать свою семейную жизнь, да и многим это безразлично.
Напрашивается вывод, что правильный, здравомыслящий взгляд на семью присутствует у совсем небольшой части российского общества. В эту часть общества входят люди церковные, которые от всего населения России составляют около 3%. Также к этой части общества можно отнести людей нецерковных, но желающих придерживаться традиционных здоровых взглядов на семью, людей просто совестливых и ответственных.
Также нельзя забывать и о мусульманской части российского общества, и некоторых этносах, в которых, как правило, семейные узы крепки, а такие уродливые явления, как аборты, являются нонсенсом. Хотя это касается больше сельского общества, настроенного традиционно. В городских условиях, особенно не у себя на родине, мусульмане и разводятся, и вступают в прелюбодейные связи, и делают аборты.
Когда семья становится вертепом разбойников
Таким образом, остальная часть российского общества, смотрящая вольно на семейную жизнь, составляет абсолютное большинство. Это большинство ничего не хочет менять, ни к чему себя понуждать. Отсюда продолжает оставаться ужасающей статистика совершаемых в России абортов и разводов. Человеку церковному, невольно попадающему в атмосферу абортария, становится просто плохо, ему кажется, что в стране ничего не изменилось с советских времен.
Часть российского общества, смотрящая вольно на семейную жизнь, составляет абсолютное большинство
Один священник рассказывал, какой ужас его объял, когда он пришел навестить свою жену, лежавшую в больнице на сохранении. На его глазах выводили женщин, совсем недавно сделавших аборт. Потом ему рассказала его жена, что женщине, лежавшей на соседней койке, сделали искусственные роды, а плод, таким образом появившийся на свет, тут же... утопили в ведре с водой (!). В этой больнице одновременно сохраняли жизнь одним младенцам, и тут же других – нерожденных – детей этой жизни лишали. В праведном гневе священник пытался воззвать к совести сотрудников этой больницы (врачей и медсестер), но над ним только посмеялись. И таковые медицинские учреждения распространены повсеместно по всей России.
Казалось бы, семья должна быть основой нравственности, первым училищем правильного воспитания детей, но часто мы видим, что современная семья красноречиво доказывает удобопреклонность человека ко греху. Понятны мотивы преступления, совершаемые по причине блудных отношений или даже прелюбодеяний. Но когда люди, живущие в браке стабильно и по многу лет, имеющие детей, под покровом этого брака становятся серийными детоубийцами, это вызывает недоумение и даже шок. Эти люди претендуют на то, чтобы называться семьей, но их сожительству больше подходит другое название – «вертеп разбойников».
Ведь создание семьи содержит в себе определенную цель, в которую входит в том числе и рождение детей, дальнейшее их воспитание. Семья является богоустановленным средством для достижения этой цели. Но всякая, даже самая великая, цель и средства для ее достижения делаются бессмысленными, порочными и скверными, если при этом сами муж и жена убивают собственных детей. Семья, в которой убивают нерожденных детей, не может называться семьей, так как она изменяет своему созидающему предназначению. То же самое можно сказать и в отношении насилия в семье, жертвами которого часто становятся дети.
Потому и потрясает гибель детей, что она является следствием эгоизма и предательства со стороны самих номинальных родителей. Ребенок смотрит на мир чисто и доверчиво, он вправе ожидать от жизни радости, а от взрослых – любви и заботы. И как противоестественно выглядит то, когда скверна взрослых покушается на чистоту ребенка, когда их насилие ломает то, что так драгоценно в доверяющих им детях, – непосредственность и доверчивость.
Брак – нерасторжим!
Почему же так много греховного произвола в семейной сфере? Хотя, казалось бы, институт семьи призван упорядочить человеческую жизнь, узаконить половые отношения мужчины и женщины.
Не только потому, что греховная составляющая не позволяет многим людям удержаться в рамках семейных отношений, но и потому, что большинство людей смотрит на брак как на нечто естественное, зависящее только от их желания и воли; а то и просто воспринимают отношения полов как нечто подобное тому, что происходит в животном мире.
И это происходит по той причине, что люди в большинстве своем живут без осознания того, что брак имеет Божественное происхождение. Ведь именно Бог учредил брак как союз одного мужчины и одной женщины, составив из первых людей, Адама и Евы, первую человеческую семью:
«И создал Господь Бог… жену, и привел ее к человеку… Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 22, 24).
И здесь Бог нам открывает одно из главных свойств истинного брака, свойство фундаментальное. Этим свойством является нерасторжимость брака. Нерасторжимость брака – эта та «лакмусовая бумажка», которая определяет крепость отношений мужчины и женщины в браке. Падшее естество человека на протяжении всей истории человечества всегда вступало в конфликт с нерасторжимостью брака. Этот конфликт выражался в грехах прелюбодеяния, в разводах, о которых мы узнаем еще из ветхозаветной истории иудейского народа, водимого Богом и получавшего от Него откровения.
Падшее естество человека на протяжении всей истории человечества всегда вступало в конфликт с нерасторжимостью брака
Несмотря на падения иудейского народа, его регулярные отступления от Бога, по отношению к брачным отношениям Бог предъявлял иудеям строгие требования. Иудеи знали о нерасторжимости брака. Об этом мы узнаем из диалога Господа Иисуса Христа и фарисеев. Господь упрекал иудеев за разводы, поучая о нерасторжимости брака таким образом:
«…и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5–6).
Фарисеи пытались оправдаться пророком Моисеем: «…как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» И Господь, обличая фарисеев, открывает нам, что появились первые документы о разводе благодаря человеколюбию пророка Моисея:
«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19, 7–8).
«А сначала было не так» – это важные, ключевые слова Христовы, говорящие нам о том, что первые поколения людей жили в единобрачии и не совершали преступлений против нерасторжимости брака. В наше же время в отношении этого важного свойства брака со стороны людей полная вольница. Это есть полный произвол, который является прямым следствием обезбоженного атеистического сознания подавляющего большинства современного общества. А если Бога нет, как говорится, то все позволено.
Вот люди и позволяют себе, считая себя полными хозяевами жизни, легкомысленное отношение к брачному союзу, к взаимным обязательствам по отношению друг другу мужа и жены, не понуждают себя к хранению взаимной супружеской верности (для многих считается ненормальным не иметь связи на стороне), легко разводятся, не считаясь с желанием детей. Чаще всего грех прелюбодеяния напрямую связан с разводом.
А статистика разводов в наши дни ужасает. В наши дни Россия вообще считается мировым лидером по... разводам. По данным Росстата, в России в 2016-м году на 1000 браков было 895 разводов, в 2017-м году на 1000 браков было 829 разводов. Вот такие у нас «традиционные семейные ценности». А мы еще на содомитскую Европу пеняем.
На данное положение вещей можно смотреть по-разному. Святые отцы сказали бы, что у современных людей нет страха Божия. Либерально же настроенный человек, освободивший себя от обязательств перед Богом, сказал бы, что число увеличивающихся разводов является признаком прогресса, так как люди научились жить без предрассудков.
Что следует за грехом прелюбодеяния
Из вышеуказанного диалога Господа Иисуса Христа и фарисеев видно, что факт развода, то есть разрушения брачного союза мужчины и женщины, противоречит замыслу Божию о человеке. По слову Господа, только факт прелюбодеяния является причиной, разрушающей брачный союз изнутри, растлевающей его. Развод в этом случае является естественным следствием измены. Но как причина, так и следствие режут по живому организму, раздирают единую плоть, оскорбляют Творца.
При этом «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19, 9).
Ученики Христовы после этих Его слов как будто заново открыли для себя и осознали значительность брачного союза, его незыблемость и нерасторжимость, выразив его словами: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19, 10).
Не просто так грех прелюбодеяния считается смертным грехом. Как свидетельствуют библейская и церковная истории, последствия греха прелюбодеяния всегда разрушительны не только для души и тела человека, но и для судеб целых народов. Этот грех, разрушающий нерасторжимость Божественного учреждения и поражающий духовной смертью прелюбодея, часто связан с человекоубийством. Ведь пророк Моисей потому и позволил иудеям ввести разводные письма для их опостылевших жен, чтобы они не убивали их, а отпускали, давая развод. Также можно вспомнить хрестоматийные истории грехопадения царя Давида и убийства великого пророка Иоанна Предтечи.
Свт. Иоанн Златоуст вообще считал, что нарушение супружеской верности есть преступление самое тяжкое. Поэтому обличения и предостережения великого святителя, если не буквально, то по сущности своей, имеют приложение и к нашему современному обществу. Ведь, по слову апостола Павла, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).
Иоанн Златоуст считал, что нарушение супружеской верности есть преступление самое тяжкое
Обличая мужа, нарушающего верность своей супруге, св. Златоуст говорит:
«Чем извинится он? Не говори мне о страсти природы: потому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ. Ибо Бог, промышляя о твоем спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты удовлетворял разжжению природы чрез свою супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь свою собственную славу. Зачем обращаешь взоры на чужую красоту? Зачем нарушаешь брак, бесчестишь свое ложе? …Не за тем пришла к тебе жена, оставив отца и мать и весь дом, чтобы терпеть от тебя бесчестие…».
Очень важно, что святитель говорит о единой жене для мужа и о ее равноправии в браке:
«Ты взял спутницу в жизни, равную в чести, свободную. Не безрассудно ли, что ты, взяв приданое, бережешь его и не расточаешь, а между тем повреждаешь и оскверняешь то, что драгоценнее приданого – чистоту, целомудрие и твое тело, принадлежащее жене».
Но для Бога люди – не животные, а существа, призванные к обожению. Знал Бог, что люди способны злоупотребить плотскими отношениями, поэтому, желая их уберечь от этого, освятил их отношения единобрачием. Бог хочет, чтобы люди стремились достичь идеала любви. И этого идеала можно достичь легче всего, научившись взаимной любви в атмосфере правильной, добропорядочной семейной жизни. Господь хочет, чтобы люди в построении своей семейной жизни стремились сделать ее более совершенной, чтобы плоды их союза были добрыми и любезными в очах Божиих. https://pravoslavie.ru/121078.html