«Ну не мог я переспать со всем Советским Союзом!»
vitkvv2017 — 29.12.2024Михаил Боярский о своей лихой юности, битломанстве и гусарских подвигах, часть 1
26 декабря народному артисту РСФСР и «мушкетеру» Михаилу Боярскому исполнилось 75!
Михаил Боярский. Фото из открытых источников
О Михаиле Боярском о самом давно пора написать роман и снять по нему фильм. Чем не сюжет его бурная, полная сумасшедших приключений жизнь, о которой давно ходят легенды?! Плюс его уникальная способность дружить, крайне редкая для актеров.
С Боярским меня познакомил его близкий друг – знаменитый мастер фехтования, постановщик трюков в «Трех мушкетерах» и других фильмах Владимир Балон. Вернее, даже не познакомил, а позвонил Михаилу Сергеевичу, дал надежную рекомендацию и сам договорился насчет встречи.
М. Боярский. Фото из открытых источников
Вот так появилось это довольно откровенное интервью. Грех не опубликовать его к юбилею Михаила Боярского.
ПРОВЕРЯЛИ, НЕ ПРОНЕС ЛИ ВИНТОВКУ
- Михаил Сергеевич, это правда, что главная реликвия в вашем домашнем музее - афиша «Битлз» с автографом сэра Пола Маккартни?
- О да! (С гордостью показывает.) Вот его роспись: «Майкл. Виз лав». «С любовью. Пол». Хочу большую сделать рамку и повесить как картину. Только все руки не доходят.
- Какие еще реликвии храните?
- Вот Ринго Старр расписался на своем фото, когда выступал в «Октябрьском». Ну а Джон и Джордж… Уже на другом свете мы с ними встретимся. Не успел, да и возможности у меня такой не было. А с Полом Маккартни встречался я в Петербурге и был на обоих концертах - в Москве и Питере.
Мы с ним встретились в кабинете ректора Санкт-Петербургской консерватории, куда меня специально пригласили по случаю его приезда. Там были только Валентина Матвиенко, ректор, ваш покорный слуга, Пол и его супруга. Я припер с собой эту огромных размеров афишу, свернул в трубочку, охрана тщательно проверила, не пронес ли я в ней винтовку. Но автографов Пол не давал, и фотографироваться с ним было нельзя. Для меня Маккартни сделал исключение.
- Почему – был наслышан об актере Михаиле Боярском?
- Получилось очень смешно. Пока я стоял около кабинета ректора и не знал, попаду туда или нет, с одного бока меня толкала наша охрана, крича «Это наша «стар», пустите его!», а с другого меня толкали его охранники. Дескать, никаких звезд, вон отсюда! Между ними даже по этому поводу легкая потасовка завязалась. Я отошел в сторону и ждал, когда они разберутся. Вдруг: «Сэр Боярский, войдите!» Наверно, Валентина Ивановна замолвила словечко. Как только я вошел, Пол улыбнулся: «Ну, если ты такой крутой, дай мне автограф!»
- Дали?
- Конечно, нет. Он же человек с хорошим юмором.
Фото из открытых источников
ПОСТИГАЛ АЗЫ ГИТАРНОГО МАСТЕРСТВА В ТУАЛЕТЕ
- Вы так вкусно с телеэкрана рассказываете о своем детском счастье, о родителях, о первом велосипеде... Что чаще всего из детства вспоминаете?
- Я плохо помню, что было вчера и месяц назад, но все, что было до школы, помню идеально. Там все яркое – папа, мама рядом, это самое главное. Двор, ребята, игры всякие, пистолеты. В каждом дворе был свой атаман, все друг друга знали. Если дрались, то только до первой крови. Играли в «штандор», «казаки-разбойники», «колдунчики», в «чижа», «ножички» и еще черт-те во что.
Я помню все свои игрушки, мяч первый - кожаный, который подарил мне дядя Леша. Это было такое событие для всего двора. Первая клюшка, первые коньки, первый КВН-49 с линзой, когда домой принесли, это было «у-у-у!». Все впервые и каждый подарок был равноценен тому, как мне бы сейчас подарили, например, самолет. Я бы обрадовался ни меньше и ни больше.
- Вы как-то заявили, что в роду Боярских вы - самый бездарный.
Это из скромности?
- Нет, это означает правду. Учитывая талант моих родителей, дядьев
и брата с их эрудицией, знанием языков, я мизинца их не стою. Я
только мельком увидел образование, которое могут иметь люди. Даже
мой брат, который был на десять лет старше меня, и то знал
французский, латышский, читал Экзюпери в подлиннике. Но Михаил
Боярский работал во времена, когда бурно развивались средства
массовой информации... Мои родители не имели всесоюзной славы
исключительно потому, что не было такого количества кино и ТВ. А
то, что они в несколько раз талантливее, грамотнее, образованнее,
мудрее, профессиональнее меня, - это бесспорно. Ими сыграны сотни
ролей в театре.
Я просто от безвыходности стал актером. Не знал, куда пойти.
Думал: “Вся родня - артисты. Наверное, я тоже пойду в театральный”.
На сцене, как я полагал, практически ничего делать не надо - выучил
текст и играй себе на здоровье.
Лишь с возрастом понял, насколько тяжела, коварна и, в общем-то,
неблагодарна актерская профессия.
Миша в детстве. Фото из открытых источников
В молодости. Фото из открытых источников
- На вопрос, как он начал петь, Александр Градский ответил: “В
десять лет, но хреново”. А вы как начинали?
- Как только появились “Битлз”, другая музыка для меня закончилась!
Эти ребята перевернули весь земной шар и мою жизнь в том числе... Я
учился в музыкальной школе при консерватории (как говорили в
народе, для “одуренных детей”), играл на фортепиано. Впервые на
школьном вечере я услышал песни Пола и Джона, и через день или
через два их звуки неслись уже из каждого класса. Школа-то
музыкальная, все слухачи фантастические.
Примерно в это время мне одноклассник подарил семиструнную
гитару на день рождения. Помню, в школьном туалете - а там хорошая
акустика - я познавал азы гитарного мастерства. Вскоре я уже играл
в школьной группе “Кочевники”, очень популярной тогда в Ленинграде.
Мы играли на танцах, на сейшенах, в “Белых ночах”, но чаще - в
Невской Дубровке под Ленинградом... Было очень страшно - потому что
гоняли нас за милую душу, стригли. Я играл на органе и
ритм-гитаре.
- Пели?
- И пел, да... Петь я начал в школе - в хоре, но никогда не
считался вокалистом. Петь нефальшиво - это уже неплохо. А потом – к
концу своей карьеры битломана - мы создали группу «Сильвер» (и даже
выпустили пластинку), которую я до сих пор считаю идеальной по
своему подбору, чего мне не удавалось долгие годы. В нее входили
солист группы «Поющие гитары» бас-гитарист Саша Федоров, Ярмолин
Володя, ваш покорный слуга и ударник. Вот там с вокалом было все в
порядке.
М. Боярский и группа "Силвер"
1980 год. Фото из открытых источников
АРТИСТУ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ ОРУЖИЕ
- В вашей биографии есть такой яркий эпизод, как служба в армии.
Причем попали вы туда, уже будучи довольно известным актером...
- Дело в том, что я армии не боялся - боялся потерять работу в
театре. У меня только-только большие роли появились, премьеры. Вот
мне и давали отсрочки. Но как раз в это время Сергей Владимирович
Михалков стал просить за Никиту, чтобы его освободили от “почетного
долга”. Говорят, как министр обороны Гречко узнал об этом, заорал:
“Всех этих артистов... Забрить - и в армию!”
Михаил Барышников успел уехать в Штаты, да там и остался. По списку на “Б” следующим после него шел я. Как меня ни скрывали в театре - и так и сяк... Главный режиссер Театра имени Ленсовета Владимиров сказал: “Миша, сейчас ты пойдешь к ТЮЗу на сбор новобранцев, там тебя встретит начальник военного ансамбля Ленинградского военного округа дядя Коля Кунаев. Будешь служить недалеко от театра...”
А “дядя Коля” проспал и не пришел. Меня отправили в
пулеметно-артиллерийский полк. Приезжаю в часть, спрашивают: «Что
умеешь?» Говорю, мол, артист, на рояле играю. «Ты что же – рояль
толкать в строю будешь?! Га-га-га!!!» Подошел такой майор Пшишляк:
«У нас мобилизуется «большой барабан». Будешь на барабане играть!»
Нормально! В общем, в армии мне все было по барабану! Меня
зачислили в роту почетного караула. Примерно раз в месяц мы
выезжали на Пискаревское кладбище и во время возложения траурных
венков играли похоронные марши. Похороны высших военных чинов были
нашей основной армейской работой.
- Значит, пострелять так и не удалось?
- Пострелять? Не-е-ет, упаси Бог. Мне автомат не дали, даже когда я присягу принимал. Артисту доверять боевое оружие? Да упаси Бог…
Молодой М. Боярский
М. Боярский. 1970-е годы. Фото из открытых источников
«МЫ БЫЛИ АБСОЛЮТНО БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ»
- Правда, что характер у вас чересчур вспыльчивый?
- Разве? Только на экранах, я полагаю.
- А на самом деле?
- Мерзкий. Я очень принципиальный, дотошный, придирчивый, своих у
меня привычек много дурацких, я педантичен очень. Характер не самый
легкий, мягко говоря.
- И в 20 лет вы были таким?
- Наверное, нет. В 20 лет я был "вольный пират" и не хотел никакой
пристани. Моя шхуна моталась там, где мне хотелось. Нравилось
просыпаться там, где не ожидал. Только с появлением семьи появились
новые взгляды на жизнь, на работу - много прибавляется всего. То
есть тяжелая работа - семья.
- На какие сумасбродные поступки был способен 20-летний
Боярский?
- Да это касается любого молодого человека, мне кажется. Мы были
абсолютно без царя в голове, могли начинать выпивать в одном
городе, заканчивать в другом. Сегодня мне стыдно об этом говорить,
но я из тех нормальных людей, которые использовали свои молодые
силы на 100, 200 процентов.
- Неужели?
- Конечно! Все приключения обязательно были связаны с выпивкой.
Правда, мы тогда были здоровы как быки - сколько ни пей, ты трезв
как стекло, поэтому и не было таких уж безобразий страшных. Но по
полной оттягивались. Спать - достаточно было одного часа, чтобы
сутки быть в полной форме. Есть можно было все, что угодно, хоть
железо - переваривалось все. Я все время тогда питался одними
пирожками... Самое главное - сэкономить деньги на гульбу.
Понимаете, все-таки студенты театрального института отличаются юмором, с ними всегда легко и интересно. Все наши гулянки были связаны с гусарством, розыгрышами, с какими-то добрыми встречами, знакомствами. Молодые люди знакомятся мгновенно, это уже в возрасте сложно познакомиться. А тогда все было общее, все великолепно, ни у кого ничего нет - вот что самое главное! Все были достаточно бедны и счастливы.
С А. Фрейндлих в спектакле "Трубадур и его друзья", 1970-е годы. Фото из открытых источников
М. Боярский и Л. Луппиан в спектакле "Трубадур и его друзья". Фото из открытых источников
- В тот период вы играли в спектакле «Трубадур и его друзья», где собралась яркая творческая компания – Василий Ливанов, Геннадий Гладков. Весело было?
- Вот с Васей я вообще трезвый не встречался в тот период. Он тоже один из романтиков – он мог всю ночь читать стихи, и так оно и было. Мы с Васькой и с Геннадием Игоревичем Гладковым круглосуточно были вместе, и шампанское лилось рекой – откуда только деньги брались, не знаю. Из одной компании в другую, из третьей - в четвертую, и всю ночь напролет. И так далее.
Помню, однажды Василий Борисович забрался к Игорю Петровичу Владимирову домой, а у того была коллекция виски. Он заперся там и начал ее опустошать… Его с трудом выперли оттуда, купили билет на поезд и попросили меня его проводить. Стоим мы с Ливановым на платформе, вот-вот должен тронуться московский поезд... Вдруг он порвал билет со словами: «Вот послушаю Глиэра и тогда поеду!» Глиэра послушал и остался в Питере. Я принимал в этом участие, но, повторяю, что, сколько бы ни пил, был трезв как стекло. Более того, у меня же были репетиции – я главную роль играл тогда.
- Молва вам приписывает нечеловеческие возможности. Будто бы вы
могли выпить несусветное количество спиртного, параллельно отыграть
свою роль в спектакле, потом по простыням залезть на третий этаж
общежития, поскольку через дверь вас не пускали... Все это было
реально?
- Конечно, реально! Кроме одного. Никогда в жизни на сцену
драматического театра я не выходил и не выйду подшофе! Это можно
было, когда мы играли концерты с Дунаевским, когда их было по
пять-шесть в день. Это было на съемках, но вне театра. Понимаете,
тогда для меня запить бутылкой коньяка бутерброд ничего не стоило.
И действительно, мой рекорд, по-моему, 11 бутылок в день. Но я не
был пьющим как сумасшедший, я выпивал наравне со всеми и на
рассвете со спокойной совестью, помахивая своими кудрями, пешком
приходил домой. Спал час, потом выпивал чашку чая и легко шел на
работу.
А забраться по простыням? Да! Но я, правда, забирался
необязательно к женщинам. Помню, в Твери, где снимали
“Гардемаринов”, Светлана Дружинина спрятала от Харатьяна, Жигунова,
меня и Балона водку. Вот там я совершил невероятный поступок... Мы
выпили, нам, как всегда, показалось мало, а больше негде было
достать. Поэтому я в темноте по каким-то веревкам перелез с одного
балкона на другой, залез в номер к Дружининой, в кромешной тьме
нашел и вытащил у нее из сумки все, что нам надо, так, что она даже
не проснулась. Вот чутье алкоголика! И точно так же (но уже с
добычей!) вернулся обратно. Наутро, когда посмотрел свой маршрут,
ужаснулся. До сих пор диву даюсь: как не переломал себе
ноги-руки?!
- А к женщинам залезали?
- Не могу сказать, что я большой специалист, но были случаи. По
трубе сначала, потом в окно. Но чаще в обратную сторону...
Ха-ха-ха!!! Иногда приходилось быстро ретироваться.
В фильме "Гардемарины, вперед", 1988 год
С Л. Гурченко в мюзикле "Мама", 1976 год
НЕ ХОТЕЛ ИГРАТЬ В «ТРЕХ МУШКЕТЕРАХ»
- По словам режиссера Юнгвальд-Хилькевича, на киностудии были
против, чтобы в роли Д`Артаньяна снимался Боярский, и ему пришлось
идти “на жертвы”. Например, брать на некоторые главные роли
актеров, которых он не хотел снимать...
- Не знаю, насколько это правдоподобно, не посвящен в эти кулуарные
проблемы. Он поэтизировал уже это так, что в книге написал: “Когда
я увидел Боярского, сразу понял, что это Д`Артаньян вошел!” Не
знаю, насколько я был похож в то время, - я действительно был
молодой, волосатый, усатый...
Но я не собирался сниматься в “Трех мушкетерах”. Я отпробовался, уехал, через полтора месяца узнал, что утвержден. И даже тогда все равно знал, что не смогу, потому что роль центральная, а у меня – театр и 18 спектаклей, в которых “артист Боярский не подлежал замене”. Да и не хотел, если честно. Мне было интереснее играть в театре с Алисой Фрейндлих, Анатолием Солоницыным, Алексеем Петренко, Анатолием Равиковичем...
М. Боярский. Фото из открытых источников
Окончание здесь https://dzen.ru/a/ZVmMrRBCTCGlCmRu.