Нравственная слепота – 2. Поединок Навального с Железняком | Общественное движение "Совесть"
Сообщество «Общественное движение "Совесть"» — 28.12.2012Навальный уличил Железняка. Железняк ответил. Навальный ответил. Железняк ответил.
И всё это стало напоминать склоку. А в ней потерялась суть обвинений Навального. Суть же эта проста. Навальный обвиняет своего – хотел написать «оппонента», но «клиента» будет точнее – так вот, своего клиента, что тот – вор, враль и лицемер, ложью и лицемерием покупающей себе весьма сытую жизнь. Не то беда, что дочки у него в Швейцарии. И даже не то, что при его образе жизни нельзя заработать на такой образ жизни честно. Беда – что своей губительной для общества деятельностью в Госдуре (копирайт Познера) Железняк занимается не искренне – это бы мы с нашей ментальностью ему еще легко простили – а обдуманно продаваясь за сладкие прянники.
Обвинения, казалось бы, убийственные своей самоочевидностью. И, казалось бы, Железняку остается только молчать. Но он выбирает совсем иную линию поведения: с открытым забралом кидается на напавшего, да еще и на чужом поле, в Фейсбуке и на Эхе. Безумству храбрах поем мы песню? Ничуть. Это не безумство. Это очень верный расчет.
Как справедливо заметил один мой старинный товарищ, справедливые обвинения Навального выстроены не слишком тщательно. Суть часто расплывается в бухгалтерской арифметике. К тому же юрист Навальный остерегается говорить о том , что законно и честно - это не одно и то же. И тем самым помогает Железняку строить свою защиту по линии «всё нажито непосильным трудом», не затрудняя себя оправданиями в лицемерии и лжи. Тексты Железняка вообще очень сильно напоминают выступление персонажа Андрея Миронова из «Берегись автомобиля»: «Этот тип замахнулся на самое святое, на конституцию... Деньги никто не отменял... И т.д.».
Казалось бы, стратегия Железняка очевидно проигрышная: люди же все видят, все понимают. Самые внимательные могут заметить и то, что 7 октября он указывает свой доход в размере 100 тысяч долларов, а через полтора месяца налоговая дает ему справку, что доход его в 2007 году составил 3,5 миллиона. Но это для кропотливых. Но не нужно совсем никакой кропотливости, чтобы видеть кто перед нами. Когда-то таких называли «новыми русскими». Это те, кто, не стесняясь средствами – и понятно, иначе ничего не «заработаешь» - пытаются урвать, или, чтобы сказать по политкорректней, «заработать» как можно больше. Вокруг этого и крутится их жизнь – урвать. Средства для этого существуют разные, и политическая карьера далеко не самое неэффективное. Естественно, что все разговоры про патриотизм, интересы страны и прочие высокие материи – это даже не дымовая завеса, а просто метод наращивания политического капитала, который потом конвертируется в капитал самый обычный, в наличные. Всё это азбука, о которой дети узнают едва ли не в детском саду. И кажется, обмануть здесь никого невозможно. Но...
Но тут-то мы и подходим к самому главному, ради чего я и взялся писать эту заметку. Это главное – нравственная слепота аудитории. Именно на нее рассчитывает Железняк. И рассчитывает правильно. Приворовывает? Нормально. А кто не приворовывает. Налоги платит, и то хорошо. Дочки в Швейцарии? Ну, а где же им быть, если у папы есть деньги? Врет? Ну, а кто не врет? Зато как врет! Какие вещи говорит! Слушать приятно! За интересы страны радеет! На таких орлов вся наша надежда! Не позволят они нас заполонить всяким американцам, швейцарцам и прочим западным гадам!
Здоровое нравственное чувство немедленно разметало бы всю эту псевдологику. Противно – и всё тут! Но нашему нравственному чувству до здорового далеко. Нравственное чувство задавлено и тринадцатью годами путинизма, и (нужно об этом говорить прямо) последними годами ельцинизма. Да и советские годы не всегда (чтобы сказать помягче) способствовали его укреплению. А без здорового нравственного чувства мы слепы: не можем отличить хорошее от плохого, и любой словесной казуистикой нас очень легко запутать. На это и рассчитывают Железняк с соратниками: при такой ослабленной способности чувствовать подлость их избирателей совсем легко запутать, выдавая заботу о себе за заботу о государстве, называя спасение обреченных инвалидов торговлей детьми, борцов за гражданские права – иностранными агентами и т.д. и т.п.
И расчет их – увы – точный.