Новое определение маркетинга
saboy — 03.05.2010Чудес не бывает
Вспоминаю один разговор годовой давности. С маркетологом, которая решила завести блог в Живом Журнале с довольно пространной целью. Формулировка была примерно следующая: "мы маркетинговое агентство, продвигаем свои услуги, проводим исследования и изучаем общественное мнение". Цель-то на самом деле вполне конкретная. Но после короткого разговора, я понял, что у автора нет полного понимания как эти цели можно достичь в LJ. А между тем, именно социальные сети на сегодняшний день могут стать главным источником информации для маркетологов, работающих с целевой аудиторией молодых людей. Не конкретизирую и совет давать не буду, блогосферу надо чувствовать.
Маркетологов вообще-то недолюбливаю. Сам когда-то им был. Но
дело не в этом. Маркетолог в России - это очень тёмная субстанция.
Быть хорошим маркетологом - это призвание. Тут надо иметь талант. А
в российской действительности складывается так, что маркетологов
даже в крупных компаниях ассоциируют с менеджерами по рекламе.
Глупость полная. Хотя здесь стоит винить и отечественную систему
образования. У нас на маркетологов учат люди по сути далёкие от
настоящего маркетинга. Если кто-то мне скажет, что 40-летние (да
пусть 30-летние!) преподаватели экономических факультетов способны
грамотно обучить маркетингу, в того первым брошу обгрызенное
яблоко.
За 20 лет рыночной экономики у нас даже не сложилось толкового
определения слова маркетинг. А если задать студенту, который
обучается по специальности, что такое маркетинг, он вряд ли сможет
ответить что-то вразумительное. Дело в том, что бизнес-образование
даёт более 500 (пятьсот!) определений маркетинга. Они все
околосущностные, но по существу ничего ценного в себе не несут.
Взять хотя бы определение уважаемого мной Филиппа
Котлера:
Маркетинг - это социальный процесс, направленный на
удовлетворение потребностей и желаний индивидов и групп посредством
создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и
свободного обмена ими.
Американцы просто трахнутые на всю голову по своему
микроэкономиксу. Хотя к Котлеру это и не относится, но понятие
устарело. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ вводит новое определение
маркетинга. Маркетинг - это управление
потребителем и анализ этого управления. Всё. Не надо
приплетать социологию, желания индивидов и групп и прочую лабуду.
Другое дело, что кроется столь лаконичной формулировкой. В этом и
состоит наука. Но об этом в другой раз.
Вообще, Котлер сделал и очень многое, что бы американские корпорации перестали считать маркетологов рекламщиками. Но чудес не бывает, он работал для этого всю жизнь. А что бы в России маркетинг стал чем-то более значимым, талантливые маркетологи должны работать очень много. А успешные талантливые маркетологи должны учить.
В будущем хочу немного раскрыть тему, которую затронул в первом абзаце. Он вводный и самый главный. Использование маркетинга в социальных сетях и маркетинговые блоги. У нас совсем нет культуры, и хороших блогов, посвящённых маркетингу, тоже нет. Деньги все хотят зарабатывать, а что бы маленько подумать - это лень.