Новый удар по "стране-бензоколонке"
vital_drobishev — 15.02.2024Ни для кого не секрет, в чем главная сила и главная слабость российской экономики: в ее привязке к нефтегазовым доходам. Именно это имел в виду покойный сенатор Маккейн, когда назвал Россию "бензоколонкой, которая пытается выдать себя за страну".
Кстати, эти слова он произнес на заседании Сената в марте 2014 года, реагируя на захват "зелеными человечками" Крыма. Республиканские сенаторы тогда выразили обеспокоенность, что та легкость, с которой прошла крымская операция, может спровоцировать Путина на дальнейшую агрессию.
"Войска Владимира Путина прямо сейчас находятся у границы с Восточной Украиной, и они готовы к вторжению. У них даже есть силы в Беларуси, и Владимир Путин просчитывает соотношение издержек и выгод для ввода войск в Украину", - словно заглянул в будущее Маккейн.
"Система ценностей Путина – это система ценностей cоветского работника КГБ, – заявил другой республиканский сенатор Линдси Грэм. – Когда в годы Второй мировой войны все уступали Гитлеру понемногу, то здесь, то там, это в конце концов ни к чему хорошему не привело".
Сейчас, десять лет спустя, можно убедиться, что история, к сожалению, повторилась.
Возвращаясь к теме России-бензоколонки: экспертная группа Ермака-Макфола, которая занимается разработкой санкционных мер в отношении России, подготовила новые предложения, которые должны еще сильнее ударить по слабому месту российской экономики и, если хорошо пойдет, лишить Российскую Федерацию возможности финансировать войну в Украине и поддерживать макроэкономическую и социальную стабильность одновременно.
Ожидаемый уровень потерь нефтегазовых доходов оценивается в 50 миллиардов долларов.
До войны поступления от продажи углеводородов составляли около 250 миллиардов долларов, в военном 2022 году произошел скачок цен на газ и нефть, позволивший заработать 392 миллиарда.
Сверхдоходы первого года войны позволили резко нарастить военные траты, относительно легко пережить санкции и создали иллюзию в Кремле, что с расходами на нужны воюющей армии, на социальные выплаты и поддержание стабильного порядка в стране проблем не будет, денег хватит.
Но в 2023 году в доходах от нефти и газа произошел откат практически на довоенный период – 260 миллиардов, при том, что на войну в Украине приходится тратить около 150 миллиардов в год. Если же удастся уронить общие нефтегазовые поступления до 150-200 миллиардов, российский бюджет просто не сможет сводить концы с концами.
Для достижения этой цели предлагаются следующие меры. Во-первых, снизить потолок цен на российскую нефть с 60 долларов за баррель до пятидесяти.
Это отнимет у России, как считают эксперты, 17,9 миллиарда долларов. Во-вторых, снизить потолок цен на премиальные нефтепродукты со 100 долларов за баррель до шестидесяти, что обеспечит еще 9,6 миллиарда падения доходов.
В-третьих, продолжение борьбы с теневым флотом, с помощью которого Россия пытается обходить ценовой потолок: еще восемь миллиардов. В-четвертых, прекращение поставок сжиженного природного газа в Европу из России – минус 5,6 миллиарда. В-пятых, прекратить поставки трубопроводного газа из России в Европу: еще 11 миллиардов.
Каждая из этих мер тщательно обосновывается экспертами с учетом рисков, издержек и попыток России обойти запреты. Один из главных аргументов заключается в том, что ситуация на мировых рынках нефти и газа складывается благоприятно для введения такого рода санкций, а Европа уже достаточно подготовлена к новому шагу по отказу от российских поставок. Что и когда из предложенного будет взято на вооружение, можно лишь предполагать.
Но политика неуклонного принудительного сдувания доходов российской бензоколонки точно продолжится и одним 2024 годом не ограничится. Если заранее известно, где спрятана игла Кощея Бессмертного, то странно было бы не попытаться до нее добраться.
|
</> |