Новый курс лекций по эволюции
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Итак, новый лекционный курс "Теория эволюции" (читался в этом семестре четверокурсникам биофака МГУ).
Учебный курс теперь состоит из трех дополняющих, но не
заменяющих друг друга частей: эти лекции, семинары (их проводят
сотрудники кафедры) и учебник А.С.Северцова. Дублирование сведено к
минимуму. Поэтому, например, в лекциях практически ничего нет по
таким темам, как видообразование и эво-дево. Это было на семинарах
в достаточном объеме.
Студенты записали почти все лекции на видео и частично выложили их
в интернет. Если выложат еще, я добавлю соответствующие ссылки.
Темы лекций указаны очень приблизительно. Если, например, для
лекции 2 указано "отбор, дрейф", это не значит, что в лекции
говорилось только про отбор и дрейф, ни что темы отбора и дрейфа
полностью раскрыты в этой лекции и в других не обсуждались. Лекции
переходят друг в друга плавно и каждая по отдельности не является
законченной и самодостаточной.
Лекция 1.
PDF
Дарвиновский эволюционный механизм.
Репликаторы, наследственность, изменчивость, отбор.
Лекция 2.
PDF Видео:
Часть1 Часть2
отбор, дрейф
Лекция 3.
PDF Видео: Часть1 Часть2
устойчивость, пластичность, ЭТЭ
Лекция 4.
PDF Видео: Часть1 Часть2
эволюционные эксперименты
Лекция 5.
PDF Видео: Часть1+2
"догмы", МГЭ
Лекция 6.
PDF Видео: Часть1 Часть2
ГПГ
Лекция 7.
PDF Видео: Часть1 Часть2
Секс
Лекция 8.
PDF Видео: Часть1
Часть2
Секс, ЭСС
Лекция 9.
PDF Видео: Часть1 Часть2
эволюционные новшества
Лекция 10.
PDF Видео: Часть1 Часть2
половой отбор
Лекция 11.
PDF Видео: Часть1 Часть2
половой отбор
Лекция 12.
PDF Видео: Часть1 Часть2
абиогенез
Лекция 13.
PDF
абиогенез
Лекция 14.
PDF Видео: Часть1
геохронология
Лекция 15.
PDF Видео: Часть1 Часть2
архей
Лекция 16.
PDF Видео: Часть1 Часть2
протерозой
Лекция 17.
PDF
кембрий
Лекция 17-дополнительная.
PDF
фанерозой
Лекция 18.
PDF
эволюционная этика (можно
посмотреть другую версию этой лекции, например, здесь)
Но в общем, конечно, 18 лекций - это чепуха. "Избранные главы", не
более того. Целостный углубленный курс эволюционной биологии в
такой объем не запихнуть (или это будет неудобоваримый концентрат).
И в итоге получается, что экономистов я учу эволюции лучше, чем
биологов (у экономистов я читаю 2 курса, по 32 пары каждый). То,
что экономисты изначально не знают биологии, на самом деле
компенсируется занятий за 5, в течение которых они усваивают, в
основном за счет самостоятельной работы, необходимый набор базовых
понятий. Вот если бы собрать в кучку все мои материалы,
накопившиеся к настоящему моменту, получился бы неплохой курс,
достаточно полный, с подробный рассмотрением антропогенеза, лекций
на 60.
Это был, несомненно, самый тяжелый семестр в моей жизни. Само по
себе руководство кафедрой - это куча работы. Причем в данном случае
это ведь было не просто рутинное руководство, а освоение абсолютно
нового вида деятельности, а главное, надо было искать новые проекты
и придумывать, как всё улучшить и развить (спасибо коллективу
кафедры - он оказался на удивление дееспособным, доброжелательным и
вообще симпатичным). Плюс разработка вот этого нового курса (1-2
рабочих дня в неделю на подготовку лекций). Плюс одновременно -
курс у экономистов (2 пары в неделю, 51 человек в группе,
контрольные, ДЗ, экзамены - спасибо героическим ассистентам,
студенткам из предыдущей группы, без них я бы погиб вообще). Плюс
экспериментальная работа с мухами (на это выделен был вторник);
плюс новости на Элементах, которые никто не отменял (еще один
полный рабочий день в неделю).
В итоге что мы имеем? Имеем некоторое количество чему-то наученных
студентов; имеем вот этот лекционный курс; имеем то, что меня
утвердили в должности заведующего (это было 25 декабря; кафедра не
только дружно поддержала, но и героически помогла в разгар сессии
сделать красивую презентацию для моего отчета о достижениях кафедры
за год и перспективах развития на 5 лет; ученый совет был доволен и
единогласно проголосовал "за"; так что теперь я тут надолго).
Минусы: я реально надорвался. Не было времени вообще ни на что, о
написании каких-то научных статей даже подумать было некогда. Это
был первый год моей сознательной жизни, за который я не написал ни
одной статьи (чем отчитываться в следующем году - непонятно).
Приглашения на конференции, даже на самые интересные, на которые в
других обстоятельствах я бы обязательно послал тезисы - удалял, не
читая. В приглашениях прочесть дополнительные лекции смотрел лишь,
насколько суровыми будут последствия отказа, и если видел, что
никто не умрет, то удалял. Кучу всяких других интересных
предложений удалял, не читая, если только это не было что-то,
полезное для кафедры, или что можно поручить кому-то из
сотрудников. Главное, не было времени по-настоящему подумать о
каких-то научных задачах. Всё это плохо, т.к. теряется смысл. Да и
здоровье не выдержит еще одного такого семестра. Придется следующей
осенью от преподавания в ВШЭ-РЭШ отказываться - переносить на
весну, когда у меня нет биофаковского курса. Это как
минимум.
|
</> |