Новый формат выборов


«Звезда»
Отвлечемся на секунду от событий последовавших за убийством JFK и вернемся на 3 года назад.
Классический вопрос из учебника прикладной политологии: почему Кеннеди смог победить Никсона?
Мы кратко останавливались на этом вопросе раньше и говорили об имидже нового, более молодого и энергичного президента. Этого явно недостаточно.
По возрасту оба кандидата находились недалеко один от другого — Кеннеди было 43 года, Никсону — 47 лет. Да, внешне Джон казался значительно моложе, более выносливым и атлетическим, а семейная любовь к американскому футболу и бейсболу широко рекламировалась. Никсон любил спорт, но не имел способностей и желания это специально выставлять напоказ.
Более того, а кто у Никсона был вице-президентом?
Очень опытный бывший сенатор и представитель США в ООН Генри Кэбот Лодж, тем самым Лоджем, который в свое время был соперником Кеннеди на сенатских выборах.

Можно говорить о неблагоприятной предвыборной конъюнктуре для Республиканцев. Дуайт Эйзенхауэр завершал свой второй срок на президентском посту и более, согласно законодательству, выдвигать свою кандидатуру не мог. На выборах в конгресс Республиканская партия постепенно теряла свои позиции, получив в 1950 году 49 процентов голосов, а в 1958 году — 43 процента.
Никсон был скован самим фактом пребывания в администрации Эйзенхауэра, причем на втором по формальной важности государственном посту. В силу своего положения и лояльности к президенту, скорее всего вынужденной, он энергично защищал все мероприятия администрации 1950-х годов.
Кеннеди же не просто имел возможность критиковать мероприятия Эйзенхауэра, он всячески подчеркивал их недостатки, порой резко преувеличивая, обращая особое внимание на то, что по вине президента и его помощников (прежде всего самого Никсона) США не выдерживают соревнования с СССР в области образования, технологических достижений и особенно в создании баллистических ракет.
Особое внимание уделялось Латинской Америке и Кубе. Фактически — это главный содержательный элемент предвыборной кампании Кеннеди.
Кроме того, JFK нужно было как-то объяснить факт своего ирландского происхождения, что было крайне вызывающе в момент избрания.
Для того, чтобы нивелировать недостатки и продемонстрировать небольшой набор достоинств, Кеннеди совершил раздвоение. Он создал не похожего на себя публичного двойника, используя не только телевизионную картинку, но и одну важную уловку, ключевую для последующей политики стратегию.

По примеру Франклина Рузвельта, создавшего перед выборами 1932 года свой «мозговой трест», Кеннеди привлек к выработке политического курса, к постановке конкретных задач и взвешиванию возможных предложений и решений, к обсуждению деталей борьбы ученых. Однако Кеннеди делал это в значительно более широких масштабах, нежели Рузвельт. Если в рузвельтовский «мозговой трест» входило до десятка человек, причем почти все они являлись профессорами Колумбийского университета в Нью-Йорке, то к обсуждению проблем, стоявших перед Кеннеди, было привлечено не менее ста различных специалистов из разных университетов.
Имея в виду, во-первых, хорошую финансовую базу, позволявшую Кеннеди щедро оплачивать командировки в случае необходимости получить личный совет или принять участие в «мозговом штурме», а во-вторых, быстрое развитие гражданской авиации, делавшее возможным ускоренный сбор советников, Кеннеди смог набрать в свою группу ученых из многих университетов, в том числе находившихся на другом конце страны — в Калифорнии. Помимо выполнения прямой задачи оказывать кандидату консультативную помощь, эта большая группа выполняла еще одну — второстепенную, но довольно важную функцию. За каждым из авторитетных профессоров шли десятки сторонников из числа преподавательского корпуса и студенчества, последние тянули за собой еще сотни людей. Демократы на годы вперед обрели инструмент (работающий до сих) по агитации в университетской среде через прогрессивных преподавателей.
Это настоящее ноу-хау, позволяющее говорить с разными социальными стратами, а не только с эстеблишментом, как делал Никсон с Кэботом Лоджем.
У всего этого гигантского штаба, а это пример первого современного ориентированного на медиа коллектива людей, был соответствующий глава.
Это, как мы помним, Роберт Кеннеди, RFK. Он сам участвовал в агитации, организовывал встречи избирателей, в том числе такие, на которых кормили бесплатным барбекю. В непринужденной обстановке, иногда буквально в лесу, Роберт Кеннеди излагал избирателям программу своего старшего брата. Он организовал рассылку конгрессменам подборки высказываний Джона по различным политическим вопросам, причем особый интерес вызвал комплект материалов, связанных с отношением кандидата к религии. Они свидетельствовали, что в случае избрания новый президент будет уважительно относиться ко всем конфессиям, не отдавая предпочтения собственной.

Используя широкую сеть контактов Кеннеди, JFK начали рекламировать в Голливуде, как более презентабельный вариант. Ход вполне современный, возникший, как концепция именно в этот момент.
Получается, что именно в этот момент изменились сами критерии выбора президента. Совершенно точно — это одна из составляющих успеха JFK, а совсем не предвыборная программа, как таковая. 1000 дней ему не хватило для завершения ни одного из своих больших обещаний.
https://telegram.me/mikaprok
https://boosty.to/mikaprok
|
</> |