Новинки и старинки от Яузы.
birserg_1977 — 19.10.2022
Кёнигсберг представлял собой не просто крупный город-крепость
на побережье Балтийского моря, но был политическим и стратегическим
центром всей военной системы Восточной Пруссии, а его взятие
окончательно похоронило многовековую идею немецкой восточной
колонизации. Восточно-Прусская наступательная операция, ставшая
одной из крупнейших стратегических операций Красной Армии, на
фронте общей протяженностью 550 км продолжалась почти четыре
месяца. В сложных условиях местности и неблагоприятной погоды
советским войскам пришлось преодолевать укрепленные районы,
подготовленные к длительной, упорной и кровопролитной обороне (сам
Кёнигсберг защищала система фортов и многочисленная каменная
застройка). При этом гитлеровцев поддерживали значительные морские
силы и они были готовы дать решительный бой.
Новая книга известного историка, доктора исторических наук
Г.В. Кретинина во всех деталях восстанавливает ход
Восточно-Прусской кампании 1944-1945 гг.: от прорыва войск И.Д.
Черняховского на территорию Восточной Пруссии - Гумбинненской
наступательной операции 16-30 октября 1944 г.,
Инстербургско-Кёнигсбергской операции, разгрома Хайльсбергской и
Кёнигсбергской группировок немцев до штурма Кёнигсберга, ликвидации
Земландской группировки и овладения косой Фрише-Нерунг, где
сопротивление Вермахта продолжалось до 9 мая 1945 г.
Издание иллюстрировано уникальными цветными схемами боевых
действий.
Генерал-полковник Эрхард Раус (1889-1956) вошел в историю как
один из лучших танковых командиров Вермахта, которого бросали на
самые критические участки фронта, а его воспоминания стоят в одном
ряду с мемуарами Гудериана и фон Манштейна. Раус начал войну против
СССР 22 июня 1941 г. командиром моторизованного полка; в декабре
1943 г. был назначен командующим танковой армией. К концу войны
Раус, поднявшийся до командующего группы армией, имел репутацию
выдающегося мастера применения танков, что сделало его ценным
источником информации для Пентагона. В плену он написал подробные
мемуары о своем боевом пути, охватывающие всю кампанию на Восточном
фронте. На их основе американцы подготовили целую серию пособий по
ведению боевых действий в России с учетом особенностей климата,
местности, качеств советских войск и методов командования. Книга
Рауса и сейчас рассматривается в армии США как наставление по
Unified Land Operations, основной доктрине действия сухопутных
войск.
От знаменитого боя с "расейняйским КВ", битвы на подступах к
Ленинграду, операции "Тайфун", попытки деблокировать окруженную
группировку под Сталинградом, сражений за Харьков и на Курской дуге
до ожесточенных боев в Прибалтике, Восточной Пруссии и на
территории Германии - эта книга проведет читателя через горнило
самых жестоких танковых противостояний Второй мировой.
Почти в каждой армии мира существуют дисциплинарные части, не
были исключением и времена Великой Отечественной войны, когда
многие армии создали штрафные части. В Советском Союзе создание
штрафных частей приобрело значительно больший размах. Было ли это
оправданной мерой или следствием трудного времени?
Уже 80 лет не стихают споры о легендарных штрафных батальонах
— штрафбатах, 80 лет идет дискуссия о законности создания этих
частей. Великая Отечественная война потребовала от Красной Армии
максимального напряжения всех сил и ресурсов. Выстояв под немецкими
ударами в первые месяцы вторжения, советские войска продолжали
оказывать врагу ожесточенное сопротивление, но Верховное
командование требовало полностью исключить отступление.
В июле 1942 г. Нарком обороны подписал приказ № 227 «О мерах
по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении
самовольного отхода с боевых позиций», более известный как «Ни шагу
назад!». Этим приказом при фронтах и армиях начали формироваться
штрафные батальоны и роты.
Кем же были штрафники? Какие были основания для отправки в
штрафбат? Как штрафники искупали вину на фронте? Полагались ли
штрафникам награды и можно ли было выжить при регулярных
боестолкновениях? Были танковые и авиационные штрафные части?
Почему тема штрафников так популярна среди писателей? Почему приказ
№ 227 был открыто опубликован лишь в 1958 г.? Известный военный
историк Владимир Дайнес отвечает на эти вопросы в новом широко
дополненном издании своего бестселлера про штрафбаты.
«Описать все, что пришлось пережить, нет возможности, нужно
было побыть там самому. Достаточно сказать, что в 23 года я стал
седым. Правда, за год и 7 месяцев мне присвоили звания "капитан" и
"майор"». — Помощник начальника штаба 16-го отдельного штрафного
батальона по оперативной работе А.В. Беляев