"Новеллы о любви" во ВГИКе
tatianayelkina — 21.01.2023 Помнится, в те времена, когда вода была мокрей, тысячу лет тому назад были на нескольких спектаклях театра-студии ГИТИСа. Не сказать, чтобы я была в восторге, но получила большое удовольствие. Правда, тогда и в профессиональном театре был выбор, шли спектакли, способные оставить неизгладимое впечатление.И вот снова студенты. На этот раз в учебном театре ВГИКа.
Театр, как известно, начинается с вешалки.
К основному зданию, построенному в 1957 году, в 2018 пристроили новый учебный корпус. Светлый, просторный, днём, вероятно, холлы залиты светом. Всё красиво и современно – только учись и твори.
DSC03272.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
DSC03270.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
DSC03271.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
DSC03274.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
DSC03275.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
DSC03276.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
DSC03278.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
И они учатся и творят. А я подумала, что теперь при выборе между профессиональным театром и студенческим отдала бы предпочтение последнему.
Куда уходит всё это потом, когда они выходят на «большую дорогу»? Невольно закрадывается мысль, что тот мир, в котором мы оказались, убивает всё живое. Может быть, тьма способна порождать свет только тогда, когда есть ожидание его, есть хотя бы надежда на него? А иначе откуда бы ему взяться?
Смотрели постановку по Бунину «Новеллы о любви». Три новеллы из сборника «Тёмные аллеи» – «Мадрид», «Ворон» и «Холодная осень». Рассказы о любви. Но не только о любви, они и глубже, и шире.
«ВГИКовцы раскрывают невидимые с первого взгляда смыслы новелл, а порой и вовсе меняет направление сюжета. Так «очень нежный», по мнению Бунина, рассказ «Мадрид» превращается в леденящий душу триллер».(отсюда) – Не соглашусь. При всей трагичности и пронзительности он рождает сострадание, большое, очень большое сострадание. Главная героиня – проститутка, по сути девочка, нежная и чистая, как цветок розы…
Рассказ соткан из страдания и сострадания.
Критики рассуждают о нравственном выборе и «неосуждении». Но у девочки-то выбора нет, не нашлось рядом «доброго дяди», который вытащил бы её оттуда, так сложилась её судьба, и социальное устройство не оставляет ей выбора. Такое устройство мира веками приучало «население» к тому, что «такова се ля ви», какой-то части людей (людям не говорят: «положено», но подразумевают) суждено жить на дне. И «ничего с этим не поделаешь», «издержки производства», люди и общество: не виноватые мы.
Остаётся благодарить бога, что ты сам не родился в бедной семье, где родители умерли рано, что жизнь не выкинула тебя на обочину. Очень удобная, знаете ли, позиция сваливать всё на бога, а мы все как бы ни при чем. Да, да, конечно, бог во всем виноват, а кто ж ещё. Да, ещё и сам человек, родившийся не там, не тогда и не таким, но мы-то точно ни при чём.
DSC03280.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
«Готический «Ворон» поражает синтезом жанров, сочетая элементы оперы, балета, перфоманса, клоунады».(отсюда) Удивительная новелла, и возвышенная, и прозаическая до банальности по сути.
DSC03285.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
DSC03287.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
«Инсценировка «Холодной осени» выразительно, а местами даже грубо, рисует портрет Первой мировой. Импрессионистскими мазками, рваными, как память главной героини, создается картина, в которой режиссер оспаривает изречение «У войны не женское лицо». В постановке Родиона Барышева у войны вообще нет лица. Это портрет катастрофы в холодных тонах, глядя на который сложно оставаться хладнокровными.» (отсюда)
Пожалуй, это самая пронзительная новелла. В конце рассказа героиня, прожившая долгую жизнь, задаёт себе вопрос, который звучит не менее пронзительно: «Что было в моей жизни? Ничего, кроме поцелуя той холодной осенью».
Пришла война и разрушила всё, что было в жизни людей. Люди гибнут за металл. Только «металл» этот всегда принадлежит кому-то другому, кто дёргает за ниточки марионеток и не жертвует ничем - ни куском хлеба, ни единой слезинкой, ни своей, ни своих близких, то есть вообще ничем.
DSC03288.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Если кому-то вдруг стало сильно интересно моё личное отношение к той войне, что идёт сейчас, прям распирает от любопытства, то я против не самой этой войны, а против того, что вызвало её, против тех, кто к ней привёл и вынудил людей воевать. И круг этот не настолько узок, насколько некоторым до сих пор может казаться. А уж если сказали «а», значит, надо говорить и «б», вместо того, чтобы сопли жевать и нести публично, пардон за сленг, пургу и детский лепет, слушая который глаза на лоб лезут, и при этом, рыдая от «жалости», отрубать кошке хвост по частям.
Вернёмся к спектаклю. Ребята молодцы! Есть деятели, которые создают свои творения, относя их к «высокому искусству», в сущности друг для друга. Этот спектакль создан для людей. Ребята сумели наполнить действие образами, не все, может быть, дилетантам понятные, но вызывающие чувственный отклик у всех (ну, или почти у всех).
Ещё, показывая, например, ночь в «нумерах» с проституткой, они поразительным образом не опускаются до пошлости. Что особенно порадовало по нашим смутным временам узаконенной пошлятины.
DSC03291.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
DSC03303.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Есть отдельные штрихи, показывающие, что не всё посильно молодости. Забавно смотреть, как на сцену выходит дворецкий во фраке, худой, как велосипедное колесо, и фрак висит на нём, как на вешалке. Что поделаешь, молодость.) Опять же, старая истина: молодость – это недостаток, который проходит со временем.)
И моё личное – мне страшно не нравится, когда артисты ходят по залу и пытаются втянуть в действие зрителей. Если бы мне это нравилось, я бы просто пошла заниматься в любительскую театральную студию, благо их сейчас развелось на каждом перекрёстке.
И вот за последний месяц имею возможность сравнить две постановки об историях любви: студенческая по Бунину и по сказкам Шахерезады Т. Навки. Думается, что Навка для постановки подбирала «профессионалов» примерно так же и по тем же принципам, что и в окружении её мужа.
|
</> |