Новая музыка. Леонид Фёдоров. Мир
cand_orel — 25.07.2024Леонид Валентинович Фёдоров (род. 8 января 1963 года, Ленинград) — российский рок-музыкант, композитор, певец, продюсер, лидер группы «АукцЫон».
Лидер группы «Аукцыон» выпустил сольный альбом «Мир». Как и в
прочих сольных работах, Леонид Федоров испытывает на прочность
мелодическое и лирическое совершенство песен, используя звуки
постороннего, а порой и потустороннего происхождения.
«Кухонный» период в творчестве Леонида Федорова принято отсчитывать
от альбома «Лиловый день» (2003). Он и записал его на кухне, и
интервью о нем давал журналистам там же, впервые так широко
раскрывая секреты своей «творческой лаборатории». Метод, который
стал полной неожиданностью для тех, кто числил лидера группы
«Аукцыон» по ведомству настоящих рок-музыкантов, был близок методу
Джона Кейджа. Кейдж утверждал, что музыка существует, даже когда
музыканты молчат. Полной тишины нет. Федоров показал, что песен не
бывает в идеальных акустических условиях, и даже если песня
записана в лучшей студии, ее слушатель находится в реальном мире и
в его диалог с музыкой всегда будет вторгаться кто-то еще. Скрип,
шум, Эминем, Queen. Стало быть, можно впустить их всех сразу.
Сольные номера лидера «Аукцыона», даже такие, как «Зимы не будет»,
«Таял», «Далеко», так и не стали народными, подобно хитам «Кино» и
ДДТ. Федорову звонили с радио, просили: «Сделай нам нормальный микс
— тут же поставим в горячую ротацию!» Не захотел. Оно ему и не
надо.
Так продолжается не один и даже не два десятка лет. Вот и в новом
альбоме «Мир» песни живут в дополненной реальности. Вот играет по
кругу простейшая фраза, сыгранная на детской самограйке, вот голос
Леонида Валентиновича, бой гитары, а вот — шум неизвестного
происхождения или синтезаторный вой, настолько «не отсюда», что
жмешь на паузу, чтобы проверить, откуда этот добавочный эффект. Не
телевизор ли работает в соседней комнате? Не сверлят ли соседи
наверху?
Леонид Федоров помещает в этот химический компот стихи своих
любимых поэтов — Анри Волохонского, Алексея Хвостенко, Александра
Введенского, Уильяма Блейка, Михаила Короля, Андрея Смурова и
коллеги по «Аукцыону» Дмитрия Озерского. Новый альбом «Мир» целиком
написан на стихи последнего. Принцип работы Федорова с текстами
Озерский когда-то описывал в интервью изданию «Нож»: «Это выбор и
авторское видение Леонида — привлекать к работе над своими
альбомами тех людей, которых он считает нужными... Моя роль
заключается только в написании текстов, ну и еще в обсуждении: тут
получилось хорошо, тут не очень, и стоит поменять строчку…»
Альбом «Мир» открывается заглавной песней, которая вся годится для
школьной театральной постановки, но ударные строчки просятся в
публицистические тексты: «А в мире 14 дяди и тети. Они сразу
спросят: "А где вы живете? А как вас зовут? А конфетку хотите?
Уходите? Ладно, тогда уходите… У нас здесь не любят врунов и
смутьянов! Здесь мир тараканов и мир хулиганов!"». В финале, в
тексте «Между-Тимберли-и-Йоль», словно списанном разом у Свифта,
Кэрролла и Толкина, вдруг прямо говорится: «Хорошо, что наступил
долгожданный мир!» Обе песни, стоящие, словно две массивные
твердыни, на въезде и на выезде из альбома, услужливо соотносятся с
реальностью. Но легкость слога Озерского и вкрадчивый, словно со
старой пластинки, артистизм Федорова смешивают карты. Это не
фельетон, не плакат, не утопия. Это всё спичечные мирки, в которых
решают свои тихие делишки маленькие выдуманные человечки. Просто
они иногда очень похожи на нас.
Стоит сказать, что песню «Между-Тимберли-и-Йоль», рассказывающую о
войне между выдуманными королевствами, Дмитрий Озерский написал
давно, ее, например, можно слышать на альбоме его проекта «ОРКиКО»
«Суп» (2022).
Леонид Федоров далек от желания говорить на злободневные темы, что
в песнях, что в интервью. И каков бы ни был соблазн найти в новом
альбоме созвучия сегодняшнему дню, в глаза бросаются не они, а
выпрямленные, отцеженные стихотворные конструкции и размеры. Для
стихов Дмитрия Озерского певец нашел самые доступные формы.
Конечно, не без брошенного в щель между строчками шершавого
шумового шара.
Песня «Фонтанка» — признание в любви на шесть с лишним минут,
заставляющее счастливо жмуриться. «Мы идем при свете лунном,
говорим о чем-то умном, но в уме, конечно, держим этот очень
странный факт. На губах твоих Фонтанка, и в глазах твоих Фонтанка.
Странный город-запеканка, снов ландриновый экстракт». Пока люди,
ответственные за срочное спасение русского языка, пишут суконным
языком скучные бумаги, Федоров с Озерским показывают, сколько в
этом языке гармонии и света. (https://www.kommersant.ru/doc/6773336)
Треклист
1. Мир
2. Баран
3. Как-будто
4. Фонтанка
5. Я вчерашний
6. Шепот
7. Бумажный человек
8. Между Тимберли и Йоль