Not an advantage
caballo_marino — 31.08.2014 Все чаще слышу разговоры, что современная массовая культура породила моду на эгоистов, социопатов и психопатов, начисто лишенных эмпатии и не имеющих никакого представления о нормальных человеческих эмоциях. Что такие персонажи бывают неотразимо привлекательны на экране, но не приведи бог с ними столкнуться в жизни. И это, в общем, правда. Киношные персонажи такого толка привлекают именно потому, что они не настоящие. Нет, не только в том смысле, что выдуманные. Их бесчувственность, как правило, липовая, сколь бы последовательно ни декларировалась и даже ни доказывалась на самом что ни на есть деле. Собственно, именно последовательность-то их и выдает.Дело в том, что у людей с реально отсутствующей эмпатией, которые человеческие чувства в грош не ставят и по чужим душам ходят в грязных валенках, на полном серьезе ничего дурного не замечая, из этого правила обычно есть ровно три исключения.
«Я, моя персона и я сам».
Это поразительно, до какой степени такой человек преображается, когда речь заходит о его чувствах. Бесчувственный чурбан на глазах становится нежным лирическим поэтом. На какую тончайшую деликатность, на какую трепетную мимозную чувствительность, на какое внимание к собственным душевным движениям он делается способен! Как глубоко сострадает самому себе и как умеет вызвать такое же сострадание в других! Вот тут он о чувствах может говорить часами (в письменном виде – километрами). А потом, когда речь зайдет о ближнем, опять – как отрезало :))
Так вот, в плане исключений тот же бибисишный Шерлок, самопровозглашенный социопат – форменный выродок в славной семье. Он честен и последователен в этом отношении настолько, насколько хватает сил и упрямства, а упрямства у него как у слона. Сознательный отказ от досадной помехи в виде эмоций, в отличие от искренней и наивной бесчувственности, исключений не терпит, а уж себя самого в разряд исключений выделять, чтобы носиться со своей ранимой душой, как с тухлым яйцом, тем более не годится, это же обессмысливает всю идею на корню. Когда этот социопат устраивает многострадальному Ватсону вселенский бенц с шумом до потолка из-за какой-нибудь ерунды, это, скорее всего, означает не «я обиделся», а «Джон, мне скучно, поиграй со мной!» :)) Когда задет всерьез, он не то чтобы виду не подает (вид-то надо подать хоть зрителю, иначе какое это было бы кино), а реакции никакой себе не позволяет. Не то что, не дай бог, распинаться о своих раненых чувствах, а хотя бы посмотреть укоризненно, хотя бы тон разговора сменить. «Сантименты» того не стоят. Не друг, коллега? Ладно, понял. Так вот, о деле…
Можно жалобно скривиться, когда суровый брат в самый подходящий момент по телефону напомнит о Редбирде – все равно по телефону не видно. Но нельзя сказать хотя бы «не трави душу» – раз договорились, что никакой души нет, значит, у тебя у первого ее нет, и нечего хлюздить – неспортивно и делу помеха. Тем более что Майкрофт как раз большой любитель ловить младшенького на нарушении правил игры. (А когда сам их нарушит единственный раз, демонстративно, бедный Шерлок от неожиданности дымом подавится. Нельзя же так резко разворачивать лошадей, в самом-то деле. Make up your mind, Майкрофт! Какое, на фиг, сердце?)
По отношению к другим правила, между прочим, даже менее строгие и нарушаются чаще. Особенно когда основная работа уже сделана – тогда отчего бы и Сару не утешить, и миссис Хадсон не обнять, и с Генри, которого всю дорогу немилосердно шпынял, не заговорить нормально, дружески? Это ведь уже ничему не помешает.
Но все же выдают его с головой не эти отступления от правил, а явное нежелание делать из них самое вероятное исключение.
И мне всегда кажется малоправдоподобным, когда такую же несгибаемую последовательность приписывают настоящим психопатам ("Что-то не так с Кевином"). По-моему, такого рода персонажи со своими-то обидами на грубый жестокий мир очень даже любят носиться и свои страдания от людской черствости весьма охотно расписывают. Настолько ярко и убедительно, что и окружающие обычно с готовностью покупаются на все эти «жена довела» и «мама недолюбила».
|
</> |