Ностальгия по ВИА. Скоморохи


«Скоморохи» — московская самодеятельная рок-группа, созданная
16-летним школьником, начинающим певцом и гитаристом Александром
Градским в октябре 1966 года. Также в состав группы входили
барабанщик Владимир Полонский и клавишник Александр Буйнов. На
начальном этапе бас-гитариста в команде не было, однако вскоре к
трио присоединился Юрий Шахназаров. В отличие от большинства
советских рок-групп той поры, игравших только песни западных групп,
«Скоморохи» исполняли и собственные песни.
Репетиции группы проходили в ДК «Энергетик» (параллельно с
коллективом Стасом Намина и недавно сформировавшимся ансамблем
«Машина Времени»). Поначалу интерес к новой группе был невелик. Для
того, чтобы обеспечить ансамбль, Градский с двумя бывшими коллегами
по группе «Славяне» — Виктором Дегтярёвым и Вячеславом Донцовым, —
образовали параллельную группу с западным репертуаром «Лос Панчос»,
которая существовала до 1968 года, зарабатывая необходимые для
«Скоморохов» деньги. «Скоморохи» же выступали, в основном, на
бесплатных или почти бесплатных концертах, интерес к которым в то
время только начинал появляться.
Западные песни также входили в репертуар группы, но упор делался на свои. Песни сочиняли все. С группой также сотрудничал Валерий Сауткин, писавший тексты. Позднее Градский стал автором песен: «Синий лес», «Птицеферма», мини-рок-оперы «Муха-Цокотуха» по Корнею Чуковскому и «Гимна „Скоморохов“» (слова Сауткина). Буйнов сочинил «Песню об Алёнушке» и «Трава-мурава» (слова Сауткина), Шахназаров написал два хита — «Мемуары» и «Бобёр» (слова Сауткина). Постепенно интерес к группе возрастал и, следовательно, потребность в «Лос Панчос» отпала. «Скоморохов» стали приглашать и на танцы. Кроме того, их хотели слушать уже не только в Москве.
На протяжении 1966—1971 годов в группе поиграли такие известные впоследствии музыканты, как Александр Лерман — бас-гитара, вокал; Юрий Фокин — ударные; сменивший ушедшего в армию Буйнова Саульский — клавишные. На некоторые периоды группа приостанавливала свою деятельность. Главной причиной этого являлась нехватка средств для покупки новой аппаратуры.
Бесплатный концерт «Скоморохов» (с «Машиной Времени» на
разогреве) в ДК 23 февраля послужил причиной беспорядков: от
количества зрителей оказалось перекрыто движение на набережной,
несколько подъехавших милицейских «колясок» скинули в замёрзшую
Москву-реку. Инцидент удалось замять.
В 1968 году Градский на некоторое время попадает в знаменитый
тогда ВИА «Электрон», где заменяет на месте соло-гитариста Валерия
Приказчикова, но не поёт. В течение двух лет ему довелось ездить по
стране с разными музыкальными коллективами и практически нигде не
петь. В августе 1970 года 19-летний Градский был принят в ансамбль
«Весёлые ребята» под руководством Павла Слободкина, в котором
получил первые уроки выступлений на профессиональной эстраде. В
гастрольных турне ансамбля «Весёлые ребята» по стране впервые
выступил как певец и гитарист. В связи с учёбой был вынужден уйти
из ансамбля в апреле 1971 года. Вместе с ним в ансамбль «Весёлые
ребята» был принят и барабанщик Владимир Полонский, который
выступал в ансамбле до сентября 1974 года.
В 1969 году Градский поступил на вокальный факультет института имени Гнесиных. Учился у Л. В. Котельникова; впоследствии Градский совершенствовал мастерство в классе Н. А. Вербовой. Педагогом по камерному вокальному классу был Георг Орентлихер.
После ухода из ансамбля «Весёлые ребята» осенью 1971 года Градский вновь собирает группу «Скоморохи» и решает принять участие во Всесоюзном фестивале «Серебряные струны», в городе Горьком
Однако за две недели до фестиваля группу покидают Александр
Лерман и ставший вторым гитаристом Юрий Шахназаров; был срочно
вызван Игорь Саульский, которому пришлось стать бас-гитаристом и
уже в поезде «Москва—Горький» разучивать басовые партии.
Двадцатиминутное выступление группы на фестивале произвело фурор, и
«Скоморохам» в итоге достались шесть призов из восьми. Две
оставшиеся награды были присуждены челябинскому ансамблю «Ариэль».
В итоге первую премию жюри разделило между ансамблем «Ариэль» и
группой «Скоморохи», а один из членов жюри, музыковед Аркадий
Петров, организовал группе первую запись на радио.
Рост популярности Александра Градского, а также нестабильность состава группы привели к тому, что «Скоморохами» стали называться участники записей на радио (и потом вышедших на пластинках, компакт-дисках) вокальных сюит Градского (он сам, саксофонист и флейтист Сергей Зенько, барабанщик Владимир Васильков), Градский же участвовал в сборных концертах или давал сольные, играя на акустической гитаре.
Талант А.Градского стал набирать популярность и вскоре стало
ясно, что "Скоморохи" - это Александр Градский. С 1972 года
ансамбль становится аккомпанирующим составом и проводником
музыкальных идей А.Градского. Он первый в СССР записывался на
студии многоканальным способом, показав себя как
мультиинструменталист и великолепный вокалист, а состав коллектива
постоянно менялся. В дальнейшем А.Градский сделал прекрасную
сольную карьеру, и название "Скоморохи" почти не
упоминалось.
В 1989 году Скоморохи выступили на концерте по случаю празднования 20-летия группы «Машина Времени».
На сегодняшний день каждый из музыкантов занимался сольной
деятельностью. А некоторые и вовсе отошли от творчества. В
частности, «отец» группы «Скоморохи» Александр Градский реализовал
себя в качестве продюсера, поэта, телеведущего и шоумена.
Источники:
http://sssrviapesni.info/skomorohi.html
https://salvemusic.com.ua/skomorohi-biografiya-gruppy/
https://abrgen.ru/muzika/luchshie_otechest/skomorohi/
https://s30133396333.mirtesen.ru/blog/43479032760/VIA-Skomorohi
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/683118
|
</> |