Норильская железная дорога
ru_railway — 27.01.2023До 1990-х самая северная в мире городская агломерация была обеспечена адекватной транспортной системой: в Норильске и окрестностях функционировало 11 маршрутов пригородных поездов, некоторые из которых по факту были городскими (до рудников на юге Норильска), а некоторые - междугородними (Норильск - Дудинка, Норильск - аэропорт Алыкель).
2.
3.
Причём западнее Норильска, до самой Дудинки всё было электрифицировано, и там курсировали электрички, а восточнее, до рудников Талнаха - поезда под тепловозами.
4.
Но в 1990-е годы всё это великолепие приказало долго жить.
5.
И сейчас сама северная в мире Норильская железная дорога обслуживает грузовые перевозки между рудниками, комбинатами и дудинским портом, которые невозможно перевести на автомобильный транспорт.
6.
7.
Пассажирское сообщение на местной железной дороге прекратилось, а электрификация была снята во многом потому, что вся инфраструктура принадлежит "НорНикелю".
8.
Если бы всё это было государственное, то в каком-то виде пассажирские поезда в Норильске, вероятно, дотянули бы до наших дней.
9.
(отсюда)
Не все маршруты, конечно, но до аэропорта АлыкЕль и Дудинки через Кайеркан, до Талнаха, думаю, сохранялось бы пассажирское сообщение.
10.
(отсюда)
Железная дорога связывает друг с другом все населённые пункты и промышленные зоны Большого Норильска, но не всегда напрямую.
11.
Так, между Кайерканом и Норильском, в районе Норильска железнодорожная линия, обслуживая промзону, описывает большие петли, вообще не заходя в жилмассив Центрального Норильска, что явно снижает гипотетическую конкурентоспособность пассажирского сообщения на железной дороге.
12.
Полагаю, что пассажирские перевозки на Норильской железной дороге были бы востребованы и сейчас, учитывая загруженность автобусов (в час-пик мне пару раз с трудом удавалось поместиться), но в случае с Центральным Норильском этому бы мешала конфигурация основной железнодорожной линии.
13.
14.
Впрочем, в ту эпоху, когда железная дорога была основным пассажирским перевозчиком Норильского промышленного района, никакие пассажирские поезда не проходили город транзитом.
15.
(отсюда)
В прошлом, когда дороги были плохие (а до Дудинки долго вообще только зимник действовал), а автобусы маломощные, в Норильске была железнодорожная станция почти в самом центре, на Октябрьской площади. Там начинали свой путь все электропоезда, следующие на запад от Центрального Норильска, а также в южную промзону; сейчас и сама станция, и ведущие к ней по берегу Долгого озера пути демонтированы.
16.
А поезда на тепловозной тяге, обслуживающие участок до Талнаха, отправлялись от станции на восточном выезде из города, что менее удобно, но тоже в пешеходной доступности от многих кварталов Норильска.
17.
Пассажирского сообщения в Большом Норильске, Алыкеле, Дудинке нет уже больше 20 лет, и местная железнодорожная инфраструктура обслуживает грузовые поезда, следующие с рудников и в дудинский порт.
18.
19.
20.
21.
Но когда-то через Трансполярную железнодорожную магистраль поезда из Норильска должны были пойти на материк.
22.
И это объясняет размеры бывшего городского вокзала, находящегося на западе основной части города.
23.
Учитывая местоположение в промзоне, станция Норильск-Пассажирский, полагаю, и в былые времена не была особенно загружена пассажирами. А сейчас тут находится железнодорожное управление "НорНикеля", а ещё ведомственный железнодорожный музей, куда так просто не попасть.
Остаётся довольствоваться небольшой уличной экспозицией местной железнодорожной техники, состоящей из электропоездов, электросекций и одного маневрового тепловоза.
24.
Сейчас протяжённость действующих линий Норильской железной дороги - более 300 км, в том числе главный ход (Дудинка - Кайеркан - Норильск - Талнах) - более 100 км.
25.
Вся дорога неэлектрифицированная, однопутная, скорость поездов невысока.
26.
|
</> |