Нищета синагоги.

топ 100 блогов samara_ru16.09.2014 В начале 20 века многим российским евреям жилось не сладко. Черносотенцы устраивали погромы в местах традиционного проживания иудейского населения в Одессе, Николаеве, Бердичеве и так далее. Самара же, считалась относительно спокойным миролюбивым городом, в ней мирно уживались практически все мировые религии: мусульманство, иудаизм, язычество, а также христианство во всем многообразии его конфессий. Поэтому неудивительно, что поток переселенцев сюда увеличился. Евреи приезжали огромными семьями с детьми, стариками, братьями и сестрами. Старожилы рассказывают, что довольно часто можно было встретить на улицах целую подводу, груженную тюками, чемоданами, шкафами, стульями, этажерками. Очень скоро Самару прозвали Иерушалаймом на Волге.


Духовное начало еврейства держится на иудаизме и изучении Торы. Первым религиозным центром в 1880 году стал дом купца Матвея Абрамовича Чаковского на Николаевской 166 ( ныне Чапаевская 140).

В 1887 году в доме самарского купца Г.Д. Маркинсона также по улице Николаевской,96 ( ныне Чапаевская, 82) открылся 2-й молитвенный дом, в котором отправляли свои религиозные потребности самарские евреи религиозной группы «сафард». Возглавлял общество самарский купец Вольф Моисеевич Боберман.

Перепись населения 1897 года показала, что в Самарском уезде проживало уже 1379 евреев, в самом губернском городе— 1327. Община увеличивалась благодаря нормальным условиям жизни, которые создавала городская управа. 19 июня 1903 года на имя губернатора пришло прошение от еврейской общины Самары с просьбой построить синагогу, вмещающую всех прихожан, взамен двух старых

Ходатайство евреев о строительстве новой синагоги было удовлетворено, община купила усадебное место у братьев Рябовых. Предварительная смета составила 50 тысяч рублей. Источник финансирования — добровольные пожертвования. И в 1903 г. был заложен первый камень большой синагоги на 1000 мест. Строительство её возглавил известный самарский архитектор и инженер Зельман Биньяминович Клейнерман.

сканирование0001

Открытие и освящение синагоги состоялось 31 августа 1908 г. при громадном стечении публики, и стало настоящим праздником для города. После освящения синагоги в нее были доставлены 12 свитков Торы, которые были помещены в искусно выполненный Арон Кодеш. А на фронтоне здания появилась памятная доска, увековечившая имена тех, кому евреи Самары были обязаны открытием синагоги.

Нищета синагоги. 649-3


Побывавшим в ней, осталось впечатление грандиозности и величественности самого здания и его интерьера, запомнились ажурные окна, сверкающий 4-х угольный купол здания, увенчанный звездой Давида, широкие крапчатые марши лестниц, шестиугольные колонны, поддерживающие боковые галереи, причудливый орнамент стен, великолепный Арон Кодеш со священными свитками Торы, балкон для хоров и гигантская хрустальная люстра.

Самарская хоральная синагога включена в список 10 лучших синагог мира.

Нищета синагоги. sam53

В 1929 году одну из крупнейших синагог в Поволжье закрыли. Там разместили Дом Культуры им.Коминтерна, а затем в начале 30-х годов синагогу реконструировали под хлебозавод. Возвели перекрытия, установили каркасы и пять печей... А те люди, которые отдали много сил и средств на постройку здания, стали буржуазией и классовыми врагами.

После многочисленных обращений лидеров самарской еврейской диаспоры, в конце 1994 года, решением губернатора области К.А.Титова, здание было возвращено еврейской общине.

Далее начинается крайне мутная история, то якобы выделялось более 100 миллионов рублей на реконструкцию. И даже питерским институтом был создан проект, и начинались какие-то работы, тем не менее здание до сих пор находится в крайне плачевном состоянии. Где то я читал, что именно из-за раскола в еврейской общине, двух лидеров — М. Г. Каплана и М.С.Шмуклера — Самара вполне может лишится одного из мировых памятников архитектуры.

Это просто удивительно, евреи сумели построить величественный памятник при реакционном режиме, и готовы его угробить когда вторым человеком в РФ становился еврей.

Нищета синагоги. DSC_8409

Нищета синагоги. DSC_8415

Нищета синагоги. DSC_8416

Нищета синагоги. DSC_8421

Нищета синагоги. DSC_8422

Нищета синагоги. DSC_8425

В то время когда я снимал, столкнулся на улице с правоверным иудеем, это был знак судьбы! Ах какой был бы замечательный кадр с его участием на фоне синагоги, однако он наотрез отказался сниматься. Оказывается была суббота - в шаббат оказывается верующему еврею тоже нельзя, ах как жаль!)) Тем не менее я сделал несколько кадров. Вот почему он убегал от меня.

Нищета синагоги. DSC_8429

Нищета синагоги. DSC_8434


Начало читайте здесь http://misharoby.livejournal.com/55037.html

Источники

http://www.jewishsamara.ru/choral_syn_history.htm
http://www.proza.ru/2013/08/28/1218

А вот для сравнения синагога в Праге, было поздно, жаль не попали внутрь.

Нищета синагоги. DSC_1369

Нищета синагоги. DSC_1372

Нищета синагоги. DSC_1373

Нищета синагоги. DSC_1375

Нищета синагоги. DSC_1376

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
«В жизни наступает момент, когда ты говоришь себе: если мне снова нужно будет сесть в фургон и ехать искать места для съемок, я просто застрелюсь». Стивен Содерберг . Я, конечно, не Содерберг, и ни одного фильма, в отличие от него, я в своей ...
Может кому то понравится!) ...
В Советском Союзе тема производства была, пожалуй, даже более важной, чем всякая революционная романтика. Я имею в виду искусство. Некоторые мастера бесились и уходили в запой (как вариант - в диссидентство). А некоторые - вот этак. Им дают задание писать индустриальщину , а они из ...
Илзе Авотиня. «Цветы Риге», 1984 г., © Музей Союза художников Латвии а Риге нынче 820 лет и 3 года! ...
Как? Ответ прост: молча. "Нравятся" мне нынешние времена: нет никаких громких шокирующих заявлений от власти, нет никаких горячих обсуждений в Думе. Всё делается тихо! Исподтишка. А по грёбаному ящику ежедневно только отчёты об очередном успехе и ...