Нищета синагоги.
samara_ru — 16.09.2014 В начале 20 века многим российским евреям жилось не сладко. Черносотенцы устраивали погромы в местах традиционного проживания иудейского населения в Одессе, Николаеве, Бердичеве и так далее. Самара же, считалась относительно спокойным миролюбивым городом, в ней мирно уживались практически все мировые религии: мусульманство, иудаизм, язычество, а также христианство во всем многообразии его конфессий. Поэтому неудивительно, что поток переселенцев сюда увеличился. Евреи приезжали огромными семьями с детьми, стариками, братьями и сестрами. Старожилы рассказывают, что довольно часто можно было встретить на улицах целую подводу, груженную тюками, чемоданами, шкафами, стульями, этажерками. Очень скоро Самару прозвали Иерушалаймом на Волге.Духовное начало еврейства держится на иудаизме и изучении Торы. Первым религиозным центром в 1880 году стал дом купца Матвея Абрамовича Чаковского на Николаевской 166 ( ныне Чапаевская 140).
В 1887 году в доме самарского купца Г.Д. Маркинсона также по улице Николаевской,96 ( ныне Чапаевская, 82) открылся 2-й молитвенный дом, в котором отправляли свои религиозные потребности самарские евреи религиозной группы «сафард». Возглавлял общество самарский купец Вольф Моисеевич Боберман.
Перепись населения 1897 года показала, что в Самарском уезде проживало уже 1379 евреев, в самом губернском городе— 1327. Община увеличивалась благодаря нормальным условиям жизни, которые создавала городская управа. 19 июня 1903 года на имя губернатора пришло прошение от еврейской общины Самары с просьбой построить синагогу, вмещающую всех прихожан, взамен двух старых
Ходатайство евреев о строительстве новой синагоги было удовлетворено, община купила усадебное место у братьев Рябовых. Предварительная смета составила 50 тысяч рублей. Источник финансирования — добровольные пожертвования. И в 1903 г. был заложен первый камень большой синагоги на 1000 мест. Строительство её возглавил известный самарский архитектор и инженер Зельман Биньяминович Клейнерман.
Открытие и освящение синагоги состоялось 31 августа 1908 г. при громадном стечении публики, и стало настоящим праздником для города. После освящения синагоги в нее были доставлены 12 свитков Торы, которые были помещены в искусно выполненный Арон Кодеш. А на фронтоне здания появилась памятная доска, увековечившая имена тех, кому евреи Самары были обязаны открытием синагоги.
Побывавшим в ней, осталось впечатление грандиозности и величественности самого здания и его интерьера, запомнились ажурные окна, сверкающий 4-х угольный купол здания, увенчанный звездой Давида, широкие крапчатые марши лестниц, шестиугольные колонны, поддерживающие боковые галереи, причудливый орнамент стен, великолепный Арон Кодеш со священными свитками Торы, балкон для хоров и гигантская хрустальная люстра.
Самарская хоральная синагога включена в список 10 лучших синагог мира.
В 1929 году одну из крупнейших синагог в Поволжье закрыли. Там разместили Дом Культуры им.Коминтерна, а затем в начале 30-х годов синагогу реконструировали под хлебозавод. Возвели перекрытия, установили каркасы и пять печей... А те люди, которые отдали много сил и средств на постройку здания, стали буржуазией и классовыми врагами.
После многочисленных обращений лидеров самарской еврейской диаспоры, в конце 1994 года, решением губернатора области К.А.Титова, здание было возвращено еврейской общине.
Далее начинается крайне мутная история, то якобы выделялось более 100 миллионов рублей на реконструкцию. И даже питерским институтом был создан проект, и начинались какие-то работы, тем не менее здание до сих пор находится в крайне плачевном состоянии. Где то я читал, что именно из-за раскола в еврейской общине, двух лидеров — М. Г. Каплана и М.С.Шмуклера — Самара вполне может лишится одного из мировых памятников архитектуры.
Это просто удивительно, евреи сумели построить величественный памятник при реакционном режиме, и готовы его угробить когда вторым человеком в РФ становился еврей.
В то время когда я снимал, столкнулся на улице с правоверным иудеем, это был знак судьбы! Ах какой был бы замечательный кадр с его участием на фоне синагоги, однако он наотрез отказался сниматься. Оказывается была суббота - в шаббат оказывается верующему еврею тоже нельзя, ах как жаль!)) Тем не менее я сделал несколько кадров. Вот почему он убегал от меня.
Начало читайте здесь http://misharoby.livejournal.com/55037.html
Источники
http://www.jewishsamara.ru/choral_syn_history.htm
http://www.proza.ru/2013/08/28/1218
А вот для сравнения синагога в Праге, было поздно, жаль не попали внутрь.
|
</> |