Нинове

ЖЖ сегодня весь день вёл себя из рук вон
плохо, зависал и глючил, и, кажется, не у меня одной.
Но пост таки вешаю, раз обещала.
Нинове – опять же сонный городок на 35 тыс. мужеска и женска полу,
и совершенно непонятно, откуда они взяли средства на то, что я
сейчас буду показывать.
Церковь Вознесения Богородицы, кон.
XVII - начала
XVIII в., была построена
как главный храм аббатства норбертианцев, но уже через столетие
переведена в разряд приходской. Как почти все барочные храмы
Бельгии, она довольно скучная с боковых фасадов и поражает лишь
размерами и исключительным качеством кирпичной кладки – вот окошки
поближе, как новенькие, и никакой штукатурки ни разу в жизни.
И главный фасад тоже сухой, замечательный разве что тонкой
разработкой архитектурных профилей и занятно порыжевшим местным
камнем.
Зато внутри, о братья и сестры.
Смотрите сами. Вот какой амбар воздуха и света.
Это консоль с херувимчиком, над каждой
колонной такая.
И столько резного дуба, что ни в сказке
сказать.
Кафедра простенькая, без жанра в пейзаже.
Спинки скамей хора
Северный неф. Хочется себя ущипнуть.
Вот при всей своей нелюбви к барокко в
церковном пространстве – такое я не могу видеть равнодушно. Пусть
это всё – не иконы, ладно, примем всё вместе, включая сюжетную
живопись и скульптуру, за орнамент – но какой орнамент!
Меня это одновременно успокаивает и возносит, да. Что и требуется
вообще-то.
О сюжетах лучше не думать – просто смотреть, как это вьётся,
пенится, золотится и нежится.
Это фрагменты главного алтаря.
Это – единственный образ Господа нашего,
находящийся в главном алтаре. Оцените масштабы этого образа по
отношению ко всему прочему.
Это два фронтона с огромных парных
надгробий епископов, по обе стороны алтаря. Представленные
персонажи, конечно, очень важны в деле духовного возрастания
христианина, но на мой вкус таки некоторая диспропорция наблюдается
между главным и второстепенным...
А теперь покажу почти все статуи, так
сказать, исполняющие роль икон в этом храме.
Вот самая качественная, XVIII
в., из северного алтаря,
Остальные гораздо более поздние, такой
Сен-Сюльпис (кто не знает - это вроде европейского Софрина сто лет
назад).
Эти парные, Богородица и Спаситель, поставлены по сторонам главного
алтаря, утешительное начинание.
Это неизбежный св. Иосиф Обручник из
южного алтаря.
Эта, увы, – что-то невыносимое,
богословски и человечески.
А вот пюпитр перед главным алтарем –
душка. С латинской Библией. Отец диакон не мог противостоять
соблазну и пристроился читать вслух гласом велиим, пока я носилась
с фотоаппаратом. Храм был совершенно пуст, так что эта идиллия
продолжалась довольно долго. Тетенька с ключами возникла ниоткуда
ровно в пять часов пополудни и выставила нас вон.
При всех вполне осознаваемых недостатках
такой храмовой декорации – всё же непреодолимое впечатление мощи и
благого устроения, вот хоть ты тресни. Да, это всего лишь
орнамент. Но какой орнамент!.. Часто приходит в голову
– как ужасно, что бельгийско-русские православные, и особенно дети,
не видят этого. Разве что случайно.
Собственно говоря, вся церковная жизнь здешнего православного
протекает в художественных декорациях, которым до этих орнаментов,
всего лишь орнаментов – как до неба.