Никто не афиширует, но Копьё Лонгина, одна из ключевых реликвий в Христианстве
matveychev_oleg — 07.08.2024 Евангельские и церковные источники о ЛонгинеЭпизод с копьём упомянут лишь в одном из четырёх канонических Евангелий – от Иоанна. В нём речь идёт об «одном из воинов». Он назван «сотник Лонгин» в апокрифическом евангелии Никодима.
Иисус и два разбойника были распяты накануне еврейского дня недели шаббат (субботы), в который иудеям нельзя работать. Поэтому они просили у Понтия Пилата разрешения захоронить их тела до субботы.
Вонзённое копьё было призвано подтвердить кончину Христа. В Евангелии от Иоанна нет ни имени, ни чина «одного из воинов». А вот у Марка и Матфея далее говорится о сотнике, уверовавшем в «Сына Божия», и (у Марка) о сотнике, сообщившем Пилату о смерти Иисуса.
В дальнейшем церковные авторы, без прямых подтверждений, отождествили этих сотников с никодимовским Лонгиным. Более того, этот римский солдат стал святым мучеником христианской церкви. Последняя высоко оценила его веру в «Сына Божия». Но эта же вера вскоре лишила его земной жизни по приказу римских военачальников.
Предполагается, что имя Лонгин произошло от греческого слова, звучащего как «лонхин» («копьё»). При переводе греческого оригинала Нового Завета на латинский оно, видимо, трансформировалось в longinos («копьеносец»), от которого недалеко до Лонгина.
В дальнейшей исторической хронике копьё Лонгина всплывает в конце XI в. Крестоносцы, окруженные в Антиохии турками, арабами и персами и находившиеся в безвыходном положении, внезапно обрели копьё в месте, указанном во сне одному из крестоносцев святым Петром. Воодушевлённые чудесной находкой, воины Христа смогли снять осаду.
Арабский историк Ибн аль-Асир утверждал, что эта история – инсценировка, организованная одним из предводителей крестоносцев: на самом деле ими было обретено самое обыкновенное копьё XI в.
Претенденты на оригинал Копья Лонгина
В разных церквах мира хранятся несколько реликвий, претендующих на право называться подлинным орудием Страстей Христовых. Большинство исследователей выделяют три из них – Армянское, Ватиканское и Венское.
Армянское копьё
Армения – первая на планете страна, принявшая в 301 г. христианство как государственную религию. Армянская Апостольская церковь (ААЦ) – была основана апостолами из 12 Варфоломеем и Фаддеем. Согласно преданию, апостол Фаддей в I в. и привёз с собой в Армению наконечник копья Лонгина.
До XIII в. святыня хранилась в монастыре Гегардаванк («Монастырь Копья»), после чего, с целью безопасности, была перевезена в Кафедральный храм ААЦ в Эчмиадзине. Наконечник копья и сейчас демонстрируется в сокровищнице храма.
Подлинность реликвии имеет как сторонников, так и противников. Первые утверждают, что наконечник только армянского копья совпадает с формой и размерами раны, нанесенной Христу и отобразившейся вместе с Его Телом на Туринской плащанице.
Но эта же форма, по словам оппонентов, отличается от римского оружия времён Христа. Правильно, говорят сторонники, но Лонгин был легионером, а они были вооружены копьями другой формы.
Армянское копьё Лонгина
Противники подлинности армянского копья также отмечают отказ ААЦ от дискуссий и предоставления своей реликвии для научного анализа. Уверенная в подлинности святыни, ААЦ действительно не горит желанием доказывать свою правоту другим. Конечно, оппоненты могут усмотреть в этом слабость её позиции.
Отмечу, что обособленность свойственна ААЦ ещё с V в., когда она не приняла решений Халкидонского Вселенского собора. ААЦ – древняя восточная православная церковь, отличающаяся не только от католицизма, но и от халкидонского православия. Главное отличие – в толковании двойственности природы Христа.
Ватиканское копьё
История ватиканского копья прослеживается с VI в.: о его нахождении в иерусалимском храме св. Сиона упоминает итальянский паломник. В 614 г. Иерусалим захватили персы.
По одной из версий, отломанный наконечник копья был увезён в Константинополь, где находился до 1492 г. Затем султан подарил реликвию папе Иннокентию VIII, который увёз её в Рим и поместил в Соборе св. Петра, где копьё сейчас и находится в часовне над скульптурой св. Вероники. Оно демонстрируется единственный раз в году – в пятое воскресенье Великого поста.
Ватиканское копьё Лонгина
По другой версии, копьё оставалось в Иерусалиме и после завоевания его персами. О нём упоминают паломники VII и IX вв., после чего иерусалимский след теряется.
Венское копьё
Упоминание об этом копье появилось в период правления основателя Священной Римской империи Оттона I в. Реликвия с кусочком металла, считавшимся гвоздем с Креста Господня, использовалась при коронации императоров. В начале XIX в., при приближении наполеона к Нюрнбергу, пруссаки перевезли копьё в Вену.
Венское копьё Лонгина
Известно, что с конца XVIII в. оно, вместе с другими ценностями, хранилось в сокровищнице венского дворца Хофбург. После аннексии Австрии в 1938 г. нюрнбергский обербургомистр перевёз их в городскую церковь св. Катарины.
Существуют сведения об особом интересе к копью Лонгина со стороны Гитлера и Гиммлера как к реликвии, обладающей магической силой. Отсюда – альтернативные названия – «Копьё власти» и «Копьё судьбы». После войны сокровища вернулись в Австрию.
В 2003 г. научное исследование датировало основную часть полуметрового лезвия VII–VIII вв., что отвергает претензии венского копья считаться подлинной реликвией. Оно, тем не менее, уникально вмонтированным в него гораздо более древним кусочком железа и надписью: «Копьё и гвоздь Господен». Похоже на то, что орудием Страстей может оказаться этот самый железный гвоздь.
Заключение
Выше были изложены связанные с копьём Лонгина сведения, считающиеся наиболее достоверными. Читатели вольны сделать собственный вывод о том, какое копьё считать подлинным.