Никольская улица. Печатный двор
evgechesnokov — 01.07.202330 июня 2023 года
Фотопроект «Город на память». 821. Никольская улица. Печатный двор
На Никольской улице памятники истории и архитектуры можно встретить на каждом шагу. Но один из них не доступен взорам прохожих - это древний Печатный двор, спрятавшийся во дворе бывшей Синодальной типографии, здания которой занимает Историко-архивный институт Российского государственного гуманитарного университета. Именно здесь по указу царя Ивана Грозного в 1563 году открылась книгопечатня Ивана Фёдорова.
Существовавшие прежде рукописные книги грешили ошибками, допущенными переписчиками. А так как эти фолианты предназначались для церковных служб, то разночтения и искажения канонических текстов священного писания граничили с ересью и могли привести к расколу Церкви. По велению царя и при поддержке митрополита Макария решено было найти в Германии мастеров бумажного дела и основать в Москве первую типографию.
В википедии и на сайте «Узнай Москву» датой этого события указан 1553 год и, во избежание кривотолков, обратимся к официальному источнику ТАСС. По информации агентства, первые печатные издания богослужебного содержания действительно появились в Москве в период с 1553 по 1562 год, но местонахождение типографии осталось неизвестно. Не исключено, что она могла находиться на Никольской и Иван Фёдоров имел к ней отношение, когда осваивал печатное ремесло.
Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову в Театральном проезде (1909, скульптор Сергей Волнухин, архитектор Иван Машков)
Печатный знак Ивана Фёдорова
Государственная типография на Никольской улице открылась в апреле 1563 года. Издание первой книги заняло целый год и в 1564 году стараниями Ивана Фёдорова и его помощника Петра Мстиславца вышел из печати тираж первой официально датированной российской книги - «Апостол», содержащий части Нового Завета «Деяния» и «Послания святых апостолов». Книга была отпечатана на французской бумаге в количестве, по разным сведениям, от 1000 до 2000 экземпляров. Первые кириллические шрифты для Печатного двора придумали Фёдоров и Мстиславец, а имена гравёров, вырезавших штампы для книжных иллюстраций, остались неизвестны. Первым поставил свою подпись на гравированном изображении в 1597 году печатный мастер Андроник Невежа.
Репринтное издание «Апостол» из собрания Музея Москвы
Следующим фёдоровским изданием стал «Часовник», а вот дальше у пионеров российского книгопечатания начались серьёзные проблемы. Типография была подожжена то ли конкурентами-переписчиками, то ли суеверными горожанами и самый первый печатный станок сгинул в огне. Более того, из-за гонений Иван Фёдоров вынужден был покинуть Москву и уехал в Великое княжество Литовское.
Печатный двор вскоре возродился, однако строения выгорели дотла при очередном пожаре в Смутное время в 1611 году. Типографские станки временно установили в Дворцовой палате Кремля, после восстановления книгопечатни перевезли на Никольскую и тут случился новый пожар - огонь был страшным бедствием в старой деревянной Москве.
История отечественного книгопечатания наглядно представлена на ВДНХ в Музее славянской письменности «Слово»: тут есть и келья монаха-переписчика, и печатный станок, и копии старинных книг.
В 1642-1645 годах во время правления Михаила Фёдоровича, первого русского царя из династии Романовых, для типографии на старом месте выстроили двухэтажное каменное здание по проекту архитекторов Трефила Шарутина и Ивана Неверова. Над воротами располагались изображения льва и единорога. Типография существовала на средства казны и называлась Государевым печатным двором. Издание книг всегда происходило по царскому указу, первые отпечатанные экземпляры (в современной полиграфии называемые сигнальными экземплярами) предоставлялись для ознакомления государю и патриарху, после чего назначалась цена и книга могла поступать в продажу.
Литография по рисунку XVII века из книги «Древности Российского государства»
В 1653 году книгопечатня была передана духовенству и решение о выходе новых книг стал принимать патриарх Никон. За время существования Печатного двора здесь увидели свет около 700 изданий - не только религиозные книги, но и полемические сочинения, переводы с иностранных языков, учебная литература (первое гражданское издание напечатано здесь в 1708 году, это был учебник «Геометрия»), а также первая отечественная газета «Ведомости», основанная по указу Петра I, тоже печаталась на Никольской улице. По одному экземпляру каждого издания сохранялось в библиотеке. Можно отметить и появление в 1681 году Типографской школы иеромонаха Тимофея, первого в России профессионального училища. С 1722 года и до Октябрьской революции Печатный двор подчинялся Святейшему Синоду и был известен как Московская синодальная типография. На заре Советской власти печатное производство свернули и комплекс зданий заняли архивные учреждения, а с 1931 года в этих стенах обосновался Историко-архивный институт.
Смотрите старые фотографии. Синодальная типография. 1898
год: https://pastvu.com/p/824715
Синодальная типография. 1912 год: https://pastvu.com/p/24735
Улица 25 Октября. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/732411
Правильная и Книгохранительная палаты. 1851-1900
гг.: https://pastvu.com/p/1469965
Музей Печатного двора в Правильной палате. 1908
год: https://pastvu.com/p/64188
После исторического экскурса пришло время ознакомиться с архитектурой Печатного двора, от которого сохранилась Правильная (произносится с ударением на И, от слова править, корректировать текст) палата, или Теремок, а остальные здания ансамбля построены позднее, в период Московской синодальной типографии. Старые корпуса в начале XIX века были то ли разобраны по причине ветхости, то ли сгорели в наполеоновском пожаре.
Никольская улица, 15с1 - здание Московской синодальной типографии (1815, архитекторы Алексей Бакарев и Иван Мироновский) выполнено в псевдоготическом стиле с башенками, стрельчатыми окнами, витыми колонками с замысловатым орнаментом.
Рельефные изображения льва и единорога с ворот Печатного двора воссозданы на новом фасаде, а ещё одним украшением здания стала пара солнечных часов. Двуглавый орёл на фронтоне в советское время уступил место гербу СССР.
Фрагменты подлинных колонн Печатного двора 1645 года
Дворовый фасад
Внутри корпуса частично сохранилась историческая планировка и детали интерьеров.
Боковые корпуса (1745–1747, архитекторы Иван Мичурин и Дмитрий Ухтомский) задуманы в стиле барокко, в конце XIX века надстроены. Дворовую часть восточного корпуса в 1871 году оформил архитектор Михаил Чичагов. Барочный облик фасадов практически утрачен.
В одном из этих корпусов, называемом Елизаветинским (по имени императрицы, правящей в Российской империи в период постройки здания), проводятся тематические выставки.
Правильная палата (1559) является одним из древнейших гражданских строений в Москве, подвальный этаж здания датируется археологами концом XV века. В этом же здании располагалась Книгохранительная палата (1679, архитекторы Т.Шарутин и Неверов, по другой версии - Степан Дмитриев и Иван Артемьев). В 1872–1875 годах Теремок был отреставрирован архитектором Николаем Артлебеном, который перестроил верх в русском стиле XVII века, заново построил шатровое крыльцо и декорировал фасад, выходящий к Китайгородской стене. Интерьеры Теремка расписывали палехские мастера.
Лев и единорог стали символами Печатного двора, их изображения встречаются повсюду.
Правильная палата
Книгохранительная палата
Печные изразцы и роспись стен Правильной и Книгохранительной палат - чудом уцелевшие работы мастеров давно ушедших эпох
Подземный этаж - самая древняя часть здания
|
</> |